Вернуться назад Распечатать

Юрист: о потребительских нюансах в сфере торговли

Юрист: о потребительских нюансах в сфере торговли

  Огромное количество запретов, непредвиденные ситуации при покупке товаров, споры с кассирами и охранниками — с этим всем, и не только, покупатели часто сталкиваются в магазинах.

  Во избежание недоразумений и, чтоб найти правильный выход, нужно знать свои права, как потребителя, а не верить на слово всему, что говорит администрация магазина. По этому поводу разъяснил ситуацию юрист высшей квалификации, многолетний юридический консультант Лиманского районного союза потребительской кооперации, сейчас уже на заслуженном отдыхе, Леонид Иванюк.

  — Леонид Николаевич, большинство современных магазинов, которые есть и на территории Лиманщины, начинаются с камер хранения. Что тут можно посоветовать покупателям?

Леонид Иванюк, юрист высшей квалификации

Гражданам советую необязательно оставлять там свои вещи: например, рюкзак или сумку, если внутри есть что-то ценное. Объяснение простое: руководство супермаркетов не берет на себя ответственность за сохранность ваших вещей.

  — Нередко бывает, что покупатель случайно повредил товар, выложенный на прилавке магазина. Что в данном случае ему грозит?

Леонид Иванюк, юрист высшей квалификации
В статье 323 Гражданского кодекса четко указано: если вы случайно что-то повредили, расходы возлагаются на собственника. Покупатель не должен платить за разбитую бутылку, или рассыпанную муку ни копейки.

  — Может потребитель распаковать для осмотра товар, который собирается приобрести и кто имеет право для проверки сумок?

Леонид Иванюк, юрист высшей квалификации
Покупателям разрешено открыть любой товар на кассе, осмотреть его, но только если они уже за него заплатили. А в случае несогласия с качеством товара, нужно заявить сначала кассиру, а затем администрации магазина. Товар может быть возвращен, а покупателю, конечно, вернут деньги. По проверке сумок, то заставить их открыть имеет право только сотрудник полиции. Служба охраны не наделена такими полномочиями.

  — Нередки еще случаи возврата покупателями товара после того, как он уже оказался дома. Как действовать в данном случае?

Леонид Иванюк, юрист высшей квалификации
У каждого покупателя есть 14 дней, чтобы с чеком и этикеткой принести обратно то, что не подошло. Особенно, если цена не соответствует заявленному качеству.

  — Чтобы зафиксировать существующие в системе торговли безобразия, приходится применять фото и видеосъемку. Законно ли действует потребитель?

Леонид Иванюк, юрист высшей квалификации
Обычно работники магазина требуют выключить камеру на телефоне, когда покупатель именно хотел, скажем, сфотографировать ценники. Но их действия незаконны. Напомните о статье 34 Конституции Украины, которая позволяет свободно собирать, использовать и распространять информацию. Помните, права потребителей гарантированные основным законом страны.

Разговор записал: Иван Рафальский.

  По материалам газеты «Слава хлібороба» № 12 (9 865).