Вернуться назад Распечатать

В Одессе презентовали уникальное издание «Порты Большой Одессы: история, реформы и перспективы» (фото)

В Одессе презентовали уникальное издание «Порты Большой Одессы: история, реформы и перспективы» (фото)

25 ноября 2025 года в Одессе состоялась торжественная презентация книги «Порты Большой Одессы: история, реформы и перспективы» — уникального научно-аналитического издания, которое впервые в украинской историко-экономической литературе комплексно обобщило процессы возникновения, развития, реформирования и модернизации портов Украины. На презентацию собрались ведущие специалисты портовой отрасли, ученые, представители предприятий морского транспорта, железнодорожной инфраструктуры и логистических компаний, которые с профессиональной точки зрения охарактеризовали книгу как знаковое событие, которое займет важное место в истории украинской портовой отрасли.

Выступающие отметили, что впервые в рамках одного издания представлен обстоятельный анализ возникновения морских портов Большой Одессы, организации их работы и особенностей деятельности на разных этапах развития. Порты Большой Одессы — морские ворота Украины, через которые на протяжении почти двух веков осуществляются ключевые экономические процессы: международная торговля, экспорт и импорт товаров, формирование транспортно-логистических цепей, развитие инфраструктуры Северного Причерноморья. Именно вокруг портов Одессы, Черноморска и Южного сформировались современные города, которые сегодня остаются важнейшими экономическими центрами государства.

Книга также посвящена людям, которые стояли у истоков развития украинских морских портов, строили причалы, создавали предприятия, проводили реформы и закладывали основу современной морской индустрии.

Доктор исторических наук Олег Демин рассказал о том, что документально подтверждено — стартом портов Великой Одессы является 1764 год, когда Османская империя построила здесь порт и пристань Хаджибей. И только в следующем 1765 году турки начали строить рядом одноименную крепость.

Олег Демин, доктор исторических наук, соавтор книги «Порты Большой Одессы».

Олег Демин, доктор исторических наук, соавтор книги «Порты Большой Одессы»

В 1764 году началось строительство первого порта. Месторасположение — это современная Таможенная площадь. Затем в течение времени Одесский порт прошел несколько этапов от военно-морской базы конца 18 века до торгового развитого порта, который в первые годы 20 века занимал 1 место по товарообороту в государстве.

Проект создан командой ученых и практиков отрасли под руководством Олега Кутателадзе, председателя наблюдательного совета ООО «Трансинвестсервис».

В авторский коллектив вошли: Олег Демин — доктор исторических наук, Валерий Войниченко — кандидат экономических наук, Дмитрий Козаченко — доктор технических наук, Олег Кутателадзе — кандидат юридических наук, Анатолий Верлан — кандидат технических наук, Константин Ильницкий — известный отраслевой журналист, основатель и многолетний руководитель журнала «Порты Украины», Виталий Кутателадзе — кандидат юридических наук, директор морского терминала «ТИС-Уголь». Соавторы рассказали об идее создания книги, сложности сбора материала, научной и практической ценности многолетней работы. Особое внимание авторы уделили вопросу взаимодействия морских портов и железной дороги, от эффективности которой зависит формирование современных морских транспортных узлов и конкурентоспособность Украины на международном рынке.

Валерий Войниченко отметил, что в 1920–1990 годах портовое хозяйство Одесского региона характеризовало стремительное развитие: грузооборот вырос более чем в десять раз — с 5,5 млн тонн в 1906 году до 57 млн тонн в 1990-м.

Валерий Войниченко, кандидат экономических наук, соавтор книги «Порты Большой Одессы».

Валерий Войниченко, кандидат экономических наук, соавтор книги «Порты Большой Одессы»

Собственно, именно в этот период появилось понятие портов Большой Одессы, ведь помимо единственного сначала Одесского порта, в 1958 году появился Ильичевский морской торговый порт, затем в 1971 году Ильичевский морской рыбный порт, а затем уже в 1978 году — МТП Южный.

В книге развитие одесской портовой отрасли анализируется через призму политических и экономических изменений — НЭПа, индустриализации, косыгинских реформ и перестройки. Советский период был противоречивым: порт дважды отстраивали после разрушений — по завершении гражданской войны и после освобождения Одессы в 1944 году. Тогда порт очень быстро возобновил работу и стал важной составляющей ленд-лиза.

34 года независимости Украины были сложными: экономические кризисы, упадок отраслей, отток населения, нынешняя война. В 2013 году ВВП составлял менее 70% от уровня 1990-го, в 2020 году — 67%. Впрочем, порты Большой Одессы демонстрировали противоположную динамику. Несмотря на политическую нестабильность, проблемы в управлении государством и коррупцию, их грузооборот вырос с 57 млн тонн в 1990 году до почти 109 млн тонн в 2020-м.

Константин Ильницкий, экс-главный редактор журнала «Порты Украины», соавтор книги «Порты Большой Одессы».

Константин Ильницкий, экс-главный редактор журнала «Порты Украины», соавтор книги «Порты Большой Одессы»

За время независимости Украины были построены более 50 новых морских причалов, 10 км причального фронта, а сейчас уже 11 км — это гигантское строительство, которое даже трудно с чем-то сравнить в Украине. И при этом из государственного бюджета деньги на это не давали. Около половины причалов было построено за счет прибыли госпредприятия морских торговых портов, Администрации морских портов Украины, а половина — за счет инвестиций частных компаний. Лидером здесь стала группа компаний ТИС, которая построила 6 причалов, почти все глубоководные.

Специалисты отметили, что издание «Порты Большой Одессы» станет ценным справочником для специалистов морской индустрии, будет полезным студентам и ученым, будет способствовать развитию дальнейших исследований в сфере морской логистики, экономики и инфраструктуры. Эта книга актуальна, ведь Украина требует профессионального анализа и видения развития стратегических отраслей.

Ирина Морозова, в прошлом ректор ОНМУ.

Ирина Морозова, в прошлом ректор ОНМУ

Я могу охарактеризовать эту книгу такими терминами как объективность, справедливая историческая оценка, очень внимательное отношение к тем известным людям, о которых эта книга написана. Я прочитала большинство страниц этой книги с интересом и с очень хорошим ощущением, встречая знакомые имена и знакомые лица. Конечно, меня удивил огромный объем информации, который обрабатывала редакционная коллегия, и то, как хорошо структурирована информация в этой книге. Вообще мне очень понравилась композиция этой книги.

Сергей Никулин, начальник филиала «ЧерноморНДІпроєкт» АМПУ.

Сергей Никулин, начальник филиала «ЧерноморНДІпроєкт» АМПУ

По просьбе Олега Джумберовича и Константина Алексеевича мне привелось эту книгу прочитать. Я это сделал с удовольствием, от начала и до конца, и был поражен той колоссальной работой, которая была проведена. Это просто подвиг, я считаю — сейчас, в наше время, создавать такую книгу. Здесь я вижу несколько поколений представителей нашей многострадальной, не побоюсь этого слова, морской отрасли. Здесь есть молодые, здесь есть люди более зрелые, которые прилагали немало серьезных усилий для развития морского хозяйства независимой Украины. Поэтому эта книга для нас большое значение имеет. Низкий поклон тем, кто задумал эту книгу и кто ее создал.

Сегодня, когда Украина снова борется за свободу и право жить в открытом мире, эта книга приобретает особое значение. Она показывает, что сила портов — в людях, которые их создавали, развивали и защищали; в специалистах, которые поколениями сохраняли и приумножали морскую традицию; в лидерах, способных мыслить стратегически и строить будущее даже в самые сложные времена. Эта книга — дань прошлому, ценный инструмент для настоящего и указатель на будущее. Презентация книги «Порты Большой Одессы: история, реформы и перспективы» стала завершающим этапом масштабного исследовательского проекта. Издание уже назвали одной из самых основательных работ о портовой отрасли Украины, которая будет иметь значительное влияние на формирование профессиональной среды и будущую стратегию развития морской инфраструктуры государства.