Вернуться назад Распечатать

Золотые россыпи педагогики Николая Палтышева (фото)

Золотые россыпи педагогики Николая Палтышева (фото)

  Имя учителя физики Николая Николаевича Палтышева уже давно стало легендарным. Но он по-прежнему прост в общении, с удовольствием встречается с педагогическими коллективами одесских школ, для которых читает лекции о новых подходах в педагогике.
"Интеллектуальный форум", который возглавляет Алексей Козаченко, принял решение издать все его 15 книг в пяти томах и назвать их "Полное собрание сочинений Н. Н. Палтышева".

  Первая книга этого пятитомника уже вышла. Книга начинается с удивительного предисловия, в котором Палтышев, как всегда, неординарно высказывается о своей жизни. Вот как там написано:

Почему? Почему люблю наблюдать молодежь? Почему получаю истинное удовольствие, когда вижу разных? Одни громко смеются. И мне интересно. Другие чем-то увлечены в разговоре. И мне интересно. Третьи задумчиво-мечтательны. И мне в радость. Четвертые независимы, с высокомерным взглядом "в пространство" проходят мимо. И я их понимаю. И мне интересно!
Почему? Почему уже каждого я люблю? Почему каждому хочется как-то помочь? Почему действительно многим помогаю? Почему "взрослые" мне не интересны, и я их опасаюсь?
Почему "взрослые" - все на одно лицо, и все одинаково равнодушны? Почему из взрослых я люблю Великих, с которыми довелось общаться? Может, потому, что они достигли своего Величия, оставаясь детьми или подростками?..
… Почему я верю каждому своему ученику? А их как много было! Почему я иногда раздражаюсь, глядя на некоторых учеников? Может, потому что они не верят в свои таланты, и я тороплю время, чтобы заставить их встряхнуться и поверить в себя? Почему мне и им интересно общаться друг с другом? Почему я такой влюбленный? Может, причина в том, что я УЧИТЕЛЬ?

Николай Патышев.

  В первый том вошли три книги автора. Это "Педагогическое мастерство и пути его постижения", "Педагогический катехизис для молодого учителя" и "Экклезиаст педагогики. Проповедник педагогики" - тоже для молодого учителя. Каждый том будет содержать по 500 страниц текста.
  В первой книге "Педагогическое мастерство и пути его постижения" Николай Палтышев описывает основные правила работы учителя. Это и целостная дидактическая система обучения, которая включает цели и задачи обучения, отбор содержания при обучении, выборе форм, методов и средств обучения, и прогнозируемый результат. Это и его авторская поэтапная система обучения, по которой с 2004 года работают все учителя Украины. Это и урочно-тематическая зачетная система обучения, и модульная система обучения. Здесь же очень интересная научная статья "Педагогические технологии", в которой учителям объясняется, в чем разница между системами обучения и педагогическими технологиями.
  В двух книгах для молодых учителей "Педагогический катехизис для молодого учителя" и "Экклезиаст педагогики. Проповедник педагогики" содержатся настоящие "золотые россыпи педагогики Палтышева". Многое написано просто в цитатах, которые будут так полезны молодым учителям.
  Вот некоторые из них:

  • Если нет призвания быть учителем, то найди другую работу. Не терзай ни себя, ни детей. (Об этом ты узнаешь через лет пять после начала работы).
  • Главный заработок в школе - это не деньги, а на всю жизнь удовольствие от общения с детьми.
  • Если ты решил идти работать учителем ради заработка, то ты ошибся. Тут больших денег не заработаешь. Главный заработок в школе - это удовольствие на всю жизнь от общения с детьми.
  • Главными твоими учителями являются твои ученики. Умей их услышать, всматривайся в их реакцию на твои действия, и ты поймешь свои ошибки.
  • При обучении всегда ставь себя на место своих учеников, и ты многое изменишь в своих подходах к ним.
  • Не будь снобом, не будь категорично принципиальным. Умей прощать ошибки ученикам.
  • Научись искренне хвалить учеников.

  Сегодня говорят о том, что в школах часто стали возникать конфликты между учителями, учениками и их родителями. Палтышев считает, что виноваты сами учителя. Каждый учитель должен понимать, что перед ним сидят дети новой формации, которые владеют огромной информацией из интернета и из других источников знаний. Эти дети имеют свои особенности. Во-первых, они не признают авторитета взрослых. Во-вторых, они себя считают самыми главными в мире. В-третьих, они всегда находятся "на своей волне" и редко обращают внимание на замечание учителя. В-четвертых, они часто безграмотны. В-пятых, они обладают даром удивительной интуиции. В-шестых, они часто замечают неискренность учителя или даже ложь. И этого они учителю не прощают. У этих детей развито клиповое мышление. Учителю нужно с этим смириться и не замедлять своими действиями их развития и взросления. Да и молодые родители тоже выросли как "дети индиго" и обладают теми же особенностями. Поэтому учителя должны это знать и уметь находить общий язык с новым поколением учеников и их родителями.

Николай Патышев.

  Также в книгах даются советы, как обустроить класс, чтобы ученикам в нем было комфортно. Приводятся примеры, как учителю делать план урока и пр.
  Третья книга "Экклезиаст педагогики. Проповедник педагогики" тоже содержит множество полезных советов для молодых учителей.

Слово, сказанное ученикам учителем, отпечатывается в их душе надолго. Как часто не совсем корректное замечание ученику ранит его на всю жизнь! И, наоборот, как расцветает прямо у нас на глазах тот ученик, которого ты, как бы ненароком, похвалил. Умейте увидеть тот момент, когда весь класс радуется вашим словам и действиям!
Не жалейте добрых слов своим воспитанникам! Умейте быть строгим, но справедливым, простым в общении, но все-таки взрослым. Умейте ждать от ученика, когда твой предмет станет для него ясным и у него проснется интерес к нему и к тебе лично, и он станет преданным тебе до конца своих и твоих дней.
Умейте показать ученикам, что они вами любимы.

  29 февраля, в 11 часов в Доме ученых в Одессе состоится праздничная презентация этой книги. На нее приглашаются представители всех школ Одессы, ученые-педагоги, журналисты.

Автор: Ирина Бужина. Доктор педагогических наук, профессор Южноукраинского национального государственного университета им. К. Д. Ушинского.