Минюст создал условия для максимального упрощения доступа граждан к административным услугам. Самой популярной из них была и остается выдача свидетельства о рождении непосредственно в роддомах. В 2018 году ею смогли воспользоваться родители более 162 тысяч младенцев.
Информация об учреждениях здравоохранения, в которых можно получить свидетельство о рождении ребенка, размещена на официальном сайте Министерства юстиции https://minjust.gov.ua.
Родители обязаны не позднее одного месяца со дня рождения ребенка зарегистрировать его рождение в органе ГРАГС по месту жительства одного из родителей или по месту рождения ребенка.
Документы, необходимые для регистрации рождения.
Одновременно с заявлением о государственной регистрации рождения ребенка (устной или письменный) подаются:
- паспорт заявителя, если заявитель не является родителем;
- документ, который подтверждает факт рождения – медицинский документ, выданный учреждением здравоохранения;
- паспорта родителей или одного из них;
- документ, подтверждающий происхождение ребенка от отца (свидетельство о браке или совместное заявление матери и отца ребенка, или заявление матери);
- при отсутствии документа учреждения здравоохранения или медицинской консультативной комиссии, основанием для регистрации рождения является решение суда об установлении факта рождения.
Регистрация места проживания новорожденного ребенка.
Родители обязаны зарегистрировать место проживания новорожденного ребенка в течение 3 месяцев со дня государственной регистрации ее рождения. Ребенок до 10 лет может быть зарегистрирован по адресу лишь одного из родителей. При этом согласие собственника или других лиц, которые проживают на этой жилой площади, не нужно.
Регистрация места проживания осуществляется органами местного самоуправления или в «Центре предоставления административных услуг».
По желанию родителей документы могут быть представлены органам ГРАГС во время проведения государственной регистрации рождения ребенка.
Регистрация места проживания новорожденного ребенка также может осуществляться на основании направленных органами социальной защиты населения данных, которые предоставил законный представитель, с которым постоянно проживает ребенок, в заявлении о назначении пособия при рождении ребенка.
В случае обращения лиц, место жительства которых не зарегистрировано, лиц, которые вынуждены были оставить место жительства на временно оккупированной территории Украины и в районах проведения антитерористической операции и не имеют возможности зарегистрировать новорожденного ребенка, решение о назначении пособия при рождении ребенка принимает орган социальной защиты населения на основании акта обследования материально-бытовых условий, составленного по месту фактического проживания семьи.
Для регистрации нужны следующие документы:
- письменное заявление установленной формы;
- свидетельство о рождении ребенка (оригинал и копия);
- паспорт родителя, за которым определено место регистрации ребенка (оригинал и копия);
- квитанция об уплате административного сбора.
Если документы для регистрации места проживания новорожденного ребенка подавались в орган ГРАГС или в органы социальной защиты населения, оформленная органом регистрации справка о регистрации места проживания ребенка возвращается в соответствующий орган ГРАГС или, по желанию того из родителей (представителей), кто подавал заявление, может быть выдана в соответствующем органе регистрации, центре предоставления административных услуг, прислана по почте, о чем делается соответствующая отметка в данных о новорожденном ребенке.
В центрах и бюро предоставления бесплатной правовой помощи по всей стране можно получить юридическую консультацию и правовую защиту. Также круглосуточно и бесплатно в пределах Украины можно получить справку, позвонив в контакт-центр системы бесплатной правовой помощи по телефону 0 (800) 213103.