Вернуться назад Распечатать

Как изменится метод оценки результатов обучения учащихся 1-4 классов в Украине

Как изменится метод оценки результатов обучения учащихся 1-4 классов в Украине

  Министерство образования и науки утвердило методические рекомендации по оценке результатов обучения учащихся 1-4 классов учреждений общего среднего образования. Соответствующий указ и текст рекомендаций опубликован на сайте МОН, передает Министерство образования и науки. 

  Методические рекомендации определяют подходы оценки результатов обучения учащихся 1-4 классов учреждений общего среднего образования в условиях личностно ориентированного и компетентностного обучения.

  Одним из ключевых изменений в оценке является подход к выражению оценки. На замену обобщенной бальной оценке учебных достижений учащихся по предмету/курсу предложено использовать вербальную оценку отдельных результатов обучения ученика/ученицы по предмету изучения, интегрированного курса, которая кроме оценочного суждения о достижении может еще называть и уровень результата обучения.

  Так, рекомендации вводят понятие вербальной оценки (оценочное суждение) и уровневой оценки (оценочное суждение с указанием уровня результата). Вербальную и уровневую оценку можно выражать как устно, так и письменно. Уровень результата обучения рекомендуется определять с учетом динамики его достижения и обозначать буквами — «начальный» (Н), «средний» (С), «достаточный» (Д), «высокий» (В).

  Результаты оценки личностных достижений учащихся в 1-4 классах рекомендуется выражать вербальной оценкой, объективных результатов обучения в 1-2 классах — вербальной оценкой, в 3-4 классах — или вербальной или уровневой оценкой по выбору учреждения.

  Рекомендации также содержат Ориентировочную рамку оценивания результатов обучения учащихся 1-4 классов. Она позволяет обеспечить объективность и точность результата оценивания и призвана помочь формировать оценочные суждения и определять уровень результата обучения.

  В то же время учреждение может разрабатывать и фиксировать общие положения по оценке результатов обучения учащихся по образовательной программе и конкретизировать их в части положения о внутренней системе обеспечения качества образования. Особенности организации оценивания в определенном классе могут инициироваться учителем и быть утвержденными на заседании педагогического совета учреждения.

  В рекомендациях отмечается, что оценка является конфиденциальной информацией, доступной только для ученика/ученицы и его/ее родителей (или лиц, их заменяющих).

  Согласно Государственному стандарту начального образования, получение данных, их анализ и формулирование суждений о результатах обучения учащихся осуществляют в процессе:

  • формирующей оценки, цель которой — отслеживание личностного развития учащихся и освоение учебного опыта;
  • итогового оценивания, цель которого — соотнести учебные достижения учащихся с обязательными/ожидаемыми результатами обучения, определенными Госстандартом или образовательной программой.

  Рекомендуется учитывать, что формирующая оценка начинается с первых дней обучения в школе и продолжается постоянно. Для эффективности формирующего оценивания рекомендуется придерживаться алгоритма деятельности учителя во время его организации:

  • формулировка объективных и понятных для учащихся учебных целей;
  • определение вместе с учениками критериев оценки;
  • формирование субъектной позиции учащихся в процессе оценки;
  • создание условий для формирования умения учащихся анализировать собственную учебную деятельность (рефлексия);
  • корректировки совместно с учениками подходов к обучению с учетом результатов оценки.

  Объектом итогового оценивания являются результаты обучения учащихся в год. Во время такой оценки рекомендуется сопоставлять учебные достижения учащихся с ожидаемыми результатами обучения, определенными в образовательных программах учреждений с учетом Ориентировочной рамки оценивания.

  Основой для итогового оценивания могут быть результаты выполнения тематических диагностических работ, записи оценочных суждений о результатах обучения, зафиксированные на носителях обратной связи с родителями, наблюдение учителя в процессе формирующего оценивания. Итоговую оценку за год рекомендуется определять с учетом динамики достижения того или иного результата обучения.