Вернуться назад Распечатать

Децентрализация по-венгерски

Децентрализация по-венгерски

Мы продолжаем рассказывать о международном опыте децентрализации и развитии местного самоуправления в странах Европы.

В настоящее время принято выделять четыре системы местного управления:

  • англосаксонская модель;
  • французская или наполеоновская модель;
  • германская или смешанная модель;
  • советская интегрированная модель.

Англосаксонская модель характерна для англоязычных стран: Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Канады, Австралии и т. д.

 Ее отличительная черта – горизонтальное управление: наличие у муниципалитетов определенной свободы действий, при которой на местах отсутствуют специально уполномоченные государственные лица, осуществляющие руководство исполнительными структурами власти.

Французская модель применяется во Франции, в скандинавских странах, странах Латинской Америки и т. д. Она предполагает сосуществование вертикали государственного управления и системы горизонтального децентрализованного управления, занимающегося решением вопросов жизнеобеспечения территории. Она осуществляется за счет наличия на местах государственного должностного лица для координации деятельности государственных служб и органов местного самоуправления.

Германская модель распространена в Германии и Австрии и соединяет черты обеих вышеперечисленных моделей:

  • территориальное управление в форме муниципалитетов;
  • правительственные округа, не имеющие выборных органов власти.

Кроме того, в Германии, законодательно обеспечено право общин взаимодействовать по горизонтали, образуя различные муниципальные межобщинные союзы для осуществления совместного управления.

Советская интегрированная модель была основана на вертикальном управлении.

Венгрия

  Еще одной страной успешно применившей принцип децентрализации является Венгрия.

  Государственное управление в Венгрии:

  • Центральные правительственные органы и их местные и территориальные подразделения, находящиеся в подчинении государственной администрации.
  • Местные органы самоуправления, действующие на принципах децентрализации и автономии.

  Местное самоуправление:

  • Муниципалитеты (основная единица системы самоуправления, создаются в поселениях: селах, городах и городах, приравненных к округам);
  • «Региональное» самоуправление – 19 округов.
  • Столица Будапешт имеет особый правовой статус.

  Согласно Конституции, все органы местного самоуправления имеют равные основные права. Муниципалитеты ведают вопросами местного значения в своих населенных пунктах; округа выполняют вспомогательную функцию, решая те хозяйственные вопросы, которые поселения не могут решить самостоятельно, а также ведая делами регионального характера.

  Основные права и полномочия местного самоуправления осуществляются представительным органом, который может делегировать полномочия мэру, своим комитетам, представительным органам районов города и органам местного самоуправления меньшинств.

  Источники доходов бюджета местных органов:

  • самостоятельные доходы;
  • совместные доходы;
  • нормативные субсидии из центрального бюджета;
  • финансирование капитальных инвестиций.

  Расходы местных органов власти:

  • административные издержки,
  • обслуживание долгов и других экономических вопросов.

  Образование, здравоохранение и социальное обеспечение являются важными функциями местных органов власти, в то время как коммунальные услуги, культура и спорт обслуживаются в основном коммерческими и внебюджетными структурами.