- Чего удалось достичь в 2019 году и каковы планы на 2020 год?
В общем, 2019 - год рекордов: объем перевалки достиг 160 млн тонн - это исторический рекорд; перевалка контейнеров превысила десятилетний максимум - 1 млн TEU. Начал работать новый зерновой терминал "Нептун", для чего было выполнено масштабное дноуглубление - вложено более одного миллиарда гривен. Дополнительно в области появилось более 500 рабочих мест. На 2020 год требуют принятия важные решения на государственном уровне, от которых будет зависеть развитие Администрации морских портов Украины и области. В частности: заключить договоры с концессионерами, отрегулировать развитие водных путей и логистики портов, рек, железной дороги и т.д., подготовить новые проекты.
- Как АМПУ работало без утвержденного финансового плана?
Процесс утверждения финансового плана неэффективен из-за чрезмерной бюрократизации. Цели министерств часто противоречат друг другу, с одной стороны - необходимость увеличения инвестиций в проекты, с другой - потребность в максимальных поступлениях в бюджет. Несмотря на отсутствие финансового плана, нам многого удалось достичь: масштабное дноуглубление, увеличение финансирования собственного флота до 218 млн 500 тыс. грн, мощности флота дноуглубления увеличатся в четыре раза уже этой весной - благодаря чему возрастет скорость работы, объем и экономия.
- Почему идею АМПУ приобрести землесос критикуют?
Такие заявления, по моему мнению, являются манипуляционными и представляют собой попытку отменить государственную закупку и перераспределить средства выгодным для себя образом. Для АМПУ увеличение мощности флота необходимо: мощность флота в 3,7 раза меньше ежегодной заносимости каналов и акваторий, которая составляет 6,8 м3. Стоимость выполнения работ подрядчиками дороже работы собственного флота в 2-4 раза. Покупка землесоса позволит АМПУ, по предварительным подсчетам, сэкономить более 400 млн грн ежегодно.
- Почему правоохранительные органы заявляли о коррумпированности тендеров по дноуглублению?
Информация о коррупции в проектах дноуглубления касается предыдущего руководства. Мой привнесенный из европейской практики подход вполне прозрачен. Предоставляется максимум информации всем участникам о предстоящих проектах - и украинским, и зарубежным. Тендеры открытые и проводятся на площадке ProZorro, к участию привлекаются ведущие мировые компании. В тендерах на дноуглубление портов "Пивденный" и "Черноморск" победила китайская компания "China Harbor Engineering Company Ltd", экономия на этих работах составила более 500 млн грн. Решением судов Украины: хозяйственного, апелляционного и кассационного - нарушений при проведении тендера не нашли, договор с китайской компанией признан действительным.
- Почему АМПУ не удается побороть коррупцию среди портовых экологов?
АМПУ было сделано все необходимое для наказания тех, кто загрязняет акватории: созданы четкие правила совместно с Государственной регуляторной службой, бизнесменами и ассоциациями. Но коррупцию могут прекратить только правоохранительные органы. Хочу также отметить, что главными загрязнителями являются не судна, а канализационные коллекторы и сточные воды, кторые сливают свои отходы в акватории, но это проблема уровня городской и государственной власти.
- Оправданы ли обвинения в злоупотреблении при предоставлении линейных скидок агентской компании "Портинвест Лоджистик"?
В АМПУ нет полномочий для предоставления преференций в портовых сборах. Скидки предоставляются и утверждаются в соответствии с приказом Мининфраструктуры №316. К тому же, скидки получают не агенты, а судовладельцы или фрахтователи судов.
- Каковы Ваши дальнейшие планы работы?
В конкурсе на должность участвовать не буду, так как нет условий для реализации профессиональных задач в должности, а именно: перестройка портовой отрасли государства по лучшим европейским моделям. Но несмотря на сложности, Украина - динамичная страна. Портовая отрасль и логистика здесь будет активно развиваться. Скорее всего, в дальнейшем я буду работать в частном секторе.
- С какими проблемами может столкнуться победитель конкурса на должность?
Направлений работы немало. Прежде всего, это финансовая и политическая независимость предприятия. Компании необходима минимизация бюрократии и политического влияния и назначения топ-менеджмента АМПУ и филиалов - эта работа начата. Проведение Наблюдательным советом конкурса на должность главы АМПУ - это следующий шаг. Необходим взвешенный план действий для увеличения инвестиционного ресурса компании. Также необходимо создать механизм передачи причалов в концессию или аренду бизнеса с условием инвестиций в их сохранение и модернизацию.
По материалам Интерфакс-Украина.