- На "ТИСе" всегда уделяли много внимания экологической безопасности, как обстоят дела сегодня?
Экологическая безопасность у нас соответствует нормам. Проводится мониторинг окружающей среды силами аттестованных лабораторий. Все показатели находятся в пределах нормы - это очень радует, потому что мы перегружаем более 25 млн. тонн грузов. На выбросы, которые есть, были получены необходимые разрешения. Оценить уровень выбросов можно по сумме экологического налога, который платит "ТИС". Эта сумма не превышает трех с половиной тысяч гривен в год, несмотря на то, что компания переваливает такие объемы грузов. Выбросы от деятельности компании не оказывают негативного влияния на окружающую среду.
- Как это удается такому крупному предприятию?
С начала основания предприятия здесь была создана экологическая служба, которая участвовала в проектировании и строительстве. Все объекты проходили государственную экологическую экспертизу, а проектные решения проверялись на соответствие природоохранному законодательству Украины. Таким образом, еще до строительства объектов в них закладывалась экологическая безопасность.
- Предприятие развивается очень динамично, что-то приходится менять и в Вашей работе?
Изменения касаются номенклатуры грузов: она расширяется, увеличивается, что отражается и в наших экологических документах. Наша служба следит за появлением новых видов грузов, технологий, которые мы иногда меняем и адаптируем, модернизируем. Все эти изменения затем учитываются в экологических документах, в дополнительных анализах и исследованиях.
- Из чего обычно состоит Ваша работа?
Это работа достаточно кропотливая, требующая внимания. В университете этому не учат. Я очень благодарна Сергею Владимировичу (Джеджоре - прим. ред.), который собрал квалифицированную команду и смог обучить нас всем тонкостям этой работы. Мы ежедневно проводим обследования нашего предприятия. Работа состоит из общения: с технологами, грузовым бюро, с представителями государственных органов. Принимаем участие в семинарах и тренингах. Также отслеживаем законодательство, чтобы понимать, что нас ждет в будущем. Пытаемся вносить изменения в существующее законодательство, потому что законы, принятые двадцать лет назад, устаревают и никто их не корректирует. Иногда нам это удается.
- Бывало ли такое, что просили срочно сделать перегрузку, не обращая внимание на существующие нормы?
Такого не было никогда. Мы заранее знаем, какие планируются грузы. Если будет перегрузка нового вида груза и нет соответствующей документации, мы ставим в известность инспекцию. Просим разрешить разовую перегрузку, чтобы проверить, подходит ли наше оборудование для такого груза. Приглашаем лабораторию, чтобы провести замеры. После принятых мер мы понимаем, сможем ли работать с этим видом груза. Такие вещи от контролирующих органов никто не прячет.
- Что бы Вы ответили тем, кто утверждает, что предприятие наносит вред окружающей среде?
У нас есть закон "Об обращениях граждан", который дает возможность обратиться в госорганы и получить любую интересующую информацию по субъекту хозяйствования. На основании такой информации можно делать выводы, наносит ли вред предприятие. Сейчас нельзя заниматься бизнесом без соответствующей документации и проверок. Госорганы эту информацию о предприятиях предоставляют. Говорить можно что угодно, верить нужно фактам. Подобная ситуация у нас была, когда жительница поселка Новые Беляры пожаловалась на высокий уровень загрязнения воздуха. Мы приехали туда с лабораторией, отобрали образцы грунта и воздуха. Основная причина жалобы заключалась в том, что якобы наш уголь "хрустит на зубах". Просто проведя пальцем по листве садовых деревьев и по траве, мы обнаружили, что их поверхность чистая. Дожди до этого не шли неделю, деревья никто не мыл, естественно. Угольная пыль, в свою очередь, имеет свойство оседать на поверхности растений. Позже выяснилось, что жительница, которая пожаловалась, по адресу не проживает больше полугода и заявление это было видимо подано из каких-то других соображений.
- Что бы Вы сказали жителям близлежащих сел по вопросу экологической безопасности работы "ТИСа"?
Не нужно бояться компании "ТИС", мощностей, которые предприятие развивает и будет развивать. Мы проводим работу и в социальной сфере: еще при Алексее Ставницере была построена школа, отреставрирована церковь в Визирке - ближайшем к предприятию селе. Там у нас живут топ-менеджеры, для сотрудников там построены жилые комплексы. Многие живут в Визирке и близлежащих селах. Мы находимся здесь каждый день на работе, дышим этим воздухом, пьем эту воду и остаемся здоровыми. Мы ведем мониторинг, делаем анализы, результаты которых не выходят за пределы нормативных. Мы готовы показать жителям все результаты замеров и предоставить любую интересующую информацию.
- Вы готовитесь к тому, чтобы предоставлять данные в онлайн-режиме?
Наши литовские партнеры презентовали систему, которая позволяет как работникам, так и населению отслеживать в режиме реального времени все параметры в сфере экологии, энергосбережения и водопотребления. Можно зайти на сайт и ознакомиться с тем воздействием, которое оказывает субъект в данный момент. В Литве эта система внедрена и работает, и мы планируем такую технологию внедрить на нашем предприятии.
- Есть ли какие-то опасения по поводу внедрения такой технологии?
Опасений нет никаких, лично я работаю на "ТИСе" почти пятнадцать лет и не было ни одного превышения норм за время моей работы. Многих удивляет, что на таком крупном предприятии нет проблем с загрязнением. Но на предприятии работают технологи и инженеры, внедряются новые технологии, которые помогают снизить нанесение вреда окружающей среде. Основы этого были заложены еще при Алексее Ставницере. Он понимал, что начинает новую эру частных портов в Украине и, конечно, внимание будет пристальным ко всем сферам деятельности предприятия - не только к экологической. Экология сегодня - иногда удобный рычаг манипулирования и влияния на субъекты предпринимательства. Но мы и сами понимаем, что в любом случае должны беречь место, где живем.
- Какие новейшие технологии используются на предприятии?
Мы используем систему пылеподавления, систему капельного орошения тех грузов, для которых не предусмотрено закрытое хранение. На пылящие грузы расходуется очень много воды, но это необходимо.
- Какие закладывались нормы экологической безопасности у Ваших коллег для нового терминала "Нептун"?
Было установлено газоочистное оборудование, так как это требование для проектирования терминалов с таким видом грузов. Проектные материалы проходили через общественные слушания, проводилась экологическая оценка окружающей среды - все материалы есть в открытом доступе для ознакомления общественности. Общественные слушания проходили также на этапе строительства - люди могли прийти и задать интересующие их вопросы. Контроль осуществлялся ежедневный, как на этапе строительства, так и во время тестового режима работы.
- Какие дальнейшие планы у экологической службы?
Будем развиваться дальше и внедрять новые технологии. Хотим установить датчики для мониторинга ситуации, которые позволят минимизировать затраты и предотвратить ошибки, вызванные человеческим фактором. Датчики могут выводить информацию, доступ к которой можно получить с компьютера или с телефона. Хотелось бы усовершенствовать законодательство в сфере экологии. Например, международные требования к строительству объектов намного жестче украинских. Их необходимо внедрять и соблюдать.