Начавшийся год предполагал для терминалов ТИС быть не только периодом новых рекордов и роста грузооборота, но и особого внимания к безопасности труда и вообще пребывания человека на территории предприятий. Карантин внес свои коррективы, поставив на первое место эпидемиологическую безопасность. Однако часть запланированных мероприятий созвучны и карантинным действиям.
По оценкам мировых экспертов, 80% инцидентов на производстве - не обязательно злонамеренные действия персонала. Чаще всего у человека не хватает знаний или опыта, он недостаточно обеспечен средствами защиты, на опасных локациях нет предупреждений. Поэтому в 2020 году дирекция по охране труда запланировала больше внимания уделить работе с персоналом ТИС.
На сегодня под словосочетанием "индивидуальные средства защиты" все понимают маски, перчатки, дезсредства. Но на ТИС выявлена и другая, стандартная проблема - "летняя". В жару на производстве высокая температура. И сотрудники снимают пиджаки с сигнальной маркировкой, оставаясь в футболках невидимыми без сигнальной защиты. Это может стать причиной инцидента и даже трагедии. В этом году, несмотря на вмешательство пандемии, проблему решат: разработают и изготовят футболки со светоотражающими желтыми лентами, нарукавные повязки для сигналистов, другие атрибуты одежды, которые помогут в распознавании человека на производстве. Безопасность движения - особая тема. В прошлом году возросли транспортные потоки по всему предприятию, особенно на КТ. Еще одним сигналом стал случай 8 января, когда автобус, доставлявший рабочих на Никопольский ферросплавный завод, попал в аварию, и 37 человек получили тяжелые травмы. Поэтому решено уделить повышенное внимание перевозке людей. В прошлом году на ТИС была создана комиссия, которая обследовала транспортные средства перевозчика на безопасность, внесены коррективы в политику предприятия, одним из пунктов стало обязательное использование ремней безопасности.
Движение транспорта на терминалах - это также потенциальная зона риска. По словам Александра Невмержицкого, есть два основных потока. Первый - участники технологического и трудового процесса. Это сотрудники ТИС, с ними проводится работа, они знают территорию. Но большую часть, второй поток, составляют транспортные средства экспедиторов. Люди теряются, особенно впервые попав на терминалы.
В прошлом году была проведена большая работа по визуализации блоков, полос движения. Разработаны варианты световых подсказок, разметки. Увеличится число схем, дорожных знаков, особенно по направлению к 6-му КПП. Установлены ограничения скорости и общеизвестные узнаваемые знаки государственного образца. Кроме того, дирекция по охране труда вводит памятки с правилами пребывания на предприятии. Так, обязательным является наличие в кабине желтой жилетки со световыми отражателями или запрет на пребывание на территории предприятия в нетрезвом состоянии. К каждому водителю может подойти представитель оперативной службы охраны труда и провести алкотестирование. И это регулярно происходит.
У угольного терминала свои проблемы. В прошлом году, в ходе оценки пересыпных станций, представители дирекции по охране труда обнаружили значительные риски, которые могли повлечь серьезные последствия. Руководство выделило средства, и были оперативно проведены капитальные работы, ликвидированы угрозы. Сейчас у дирекции новая задача - провести обследование вагоноопрокидывателей. Есть инициативы по установке дополнительных ограждений, изменению конструкций, дополнительному освещению. Все эти вопросы решаются с максимальной оперативностью вместе с операционным директором Сергеем Бабкиным.
Оценивая общую ситуацию по охране труда в ТИС, заместитель генерального директора констатирует, что многим руководителям подразделений не хватает навыков и знаний по управлению рисками. С 2014 года предприятие переходит на систему нормативного регулирования управления рисками. Дирекция по охране труда в этом процессе была активно задействована, но вот руководители производственных подразделений не были вовлечены. Поэтому после карантина для них запланированы лекции, семинары, в том числе с привлечением сторонних организаций, которые помогут повысить уровень компетенций руководителей в управлении рисками.
По материалам газеты "Наш TIS" №1 от января 2020 года.