- Лично для Вас как изменилась жизнь в связи с введенными карантинными ограничениями?
- Что для Вас означает понятие "социальная ответственность бизнеса"?
И я, и Алексей Ставницер в те годы, когда мы создавали это предприятие, не ставили своей единственной целью материальный интерес. Нами двигало несколько другое. Сейчас мы обрели более серьезные возможности. Нет уже, к сожалению, моего партнера. Тогда никто из нас не был богатым, он (Алексей Ставницер, - прим. ред.) был альпинистом, у таких людей совсем другие стереотипы мышления. Нами и тогда двигал интерес к созиданию. Поэтому с первой минуты наш бизнес имел определенную социальную направленность, мы всегда оказывали поддержку тем, кто в ней нуждался. Алексей, к примеру, поддерживал Одесскую филармонию, Клуб альпинистов, мы вместе строили школу в Визирке, никто нас это делать не заставлял. Это был сложный период времени. И вследствие принятия нами на себя социальной ответственности, мы пришли работать в Визирку. Мы отстаивали позицию, что не надо собирать все промышленные территории под город Южный, а нужно что-то оставить и селу, чтобы эти села вокруг имели и свои возможности для роста. И, кстати, дети Алексея Михайловича Ставницера много положительных черт у него переняли. Андрей Ставницер постоянно занимается благотворительностью, Егор Гребенников, который создал хаб (Impact Hub Odesa, - прим. ред.), поднял "Зеленый театр", на молодежные программы регулярно выделяет деньги. Все наши учредители всегда занимались благотворительностью. Но когда наступают такие тяжелые времена, как сейчас, мы все должны объединяться и думать, как помочь спасти от этой беды нашу страну. Мы должны найти дополнительные средства и пойти навстречу государству, которое на данный момент проходит серьезные испытания и делает все возможное, чтобы не допустить худшего варианта развития ситуации с пандемией.
Поэтому мы объединились и начали помогать Визирской громаде, а также проводить масштабные мероприятия на предприятии ТИС, позволяющие людям, а, значит, и производству безопасно работать. Когда Андрея Ставницера президент Украины пригласил на встречу представителей крупного бизнеса Украины, он сразу откликнулся. По его возвращении из Киева мы, обсудив ситуацию, решили выделить 2 миллиона долларов на оказание помощи государству в борьбе с пандемией. Для нас это значительные деньги, но это наша страна и жизни наших людей. Когда Андрея Ставницера попросили возглавить общественный штаб по Одесской области, он тоже включился в эту работу. Не только мы включились, включился весь бизнес области, люди сами приходили предложить свою помощь. Это яркое доказательство того, что у нас здоровое общество. Как сообщила глава БФ "Корпорация монстров" Екатерина Ножевникова, в ходе этой работы было собрано порядка 150 млн грн на помощь в борьбе с пандемией. Одесский областной совет и ОГА тоже выделили 47 млн грн.
Медики сейчас находятся в группе риска не меньше, чем люди пожилого возраста, ведь они первыми принимают удар в этой борьбе. Поэтому к ним сейчас приковано основное внимание. Депутаты Одесского облсовета поддержали предложение о том, чтобы медикам, работающим с коронавирусными пациентами, поднять зарплату на 200%. Пандемия показала, что Украина может объединиться, чтобы справиться с такой бедой.
- В этой ситуации каждый оказался изолированным в своем доме. Люди с серьезными материальными возможностями, которые раньше были уверены, что лечиться всегда будут заграницей, тоже оказались в местных реалиях. Как Вы думаете, по завершении борьбы с коронавирусом, что-то изменится в стране с медициной и с отношением обеспеченных людей к тому, что происходит сегодня в этой сфере в целом?
Что касается медицины, я всегда считал, что нужно создавать нормальные условия для развития медицины в нашей стране. Когда возникает какая-либо форс-мажорная ситуация со здоровьем, ты можешь не доехать даже до своего самолета, чтобы улететь в доступную тебе западную клинику. И спасать твою жизнь будут здесь, эти специалисты, на этом оборудовании, в этих палатах. Поэтому, надо здесь, вокруг себя, тоже создавать нормальные условия. Люди уже давно поняли, что надо переходить на медицинское страхование. Я не знаю, почему Украина до сих пор не пошла полноценно по этому пути. Во-первых, врачи стали бы более обеспеченными, а это немаловажно, и сразу повлияло бы на ситуацию. Второе - нужно изменить отношение общества и государства к бизнесу. Ведь именно работающие предприятия, которые платят налоги, создают экономическую основу жизни общества. А когда будет уважение к бизнесу, будет ярче проявлять себя и социальная ответственность бизнеса. И не нужно это регулировать. Милосердие не нуждается в администрировании, оно идет от сердца. Когда в обществе будет уважение к работающему в стране бизнесу, когда оно поймет, что именно от развития экономики и зависит будущее этого общества - тогда и бизнес будет с уважением относиться и идти навстречу такому обществу и такому государству!
И третье, хотелось бы, чтобы мы перестали метаться из одной крайности в другую. В прежние время была неплохая система подготовки и отбора кадров. Я не говорю, что кадры были все хорошими, но система была нормальная. Сегодня нужно думать о кадровой политике, должен заработать кадровый лифт в государстве. На ответственных направлениях должны работать настоящие профессионалы.
- Несмотря на карантин, продолжаются начатые в нашем государстве реформы. В реформе децентрализации следующий шаг - формирование новых районов. Как Вы к этому относитесь, и не нужно ли было повременить, дождавшись более широкого общественного обсуждения этого процесса?
Когда мы говорим о децентрализации, в первую очередь, нужно посмотреть, как это будет работать у нас, проводить всестороннее информирование - объяснять людям, что это такое, потому что, даже по первому этапу децентрализации, людям очень слабо объясняли, для чего им это надо, и многие до сих пор не понимают, зачем им нужно было с кем-то объединяться.
По поводу районирования. Для чего нужна эта система, какую функцию она будет нести, какими будут ее полномочия и экономическая база? Если уж мы двигаемся в сторону Европы, моя позиция заключается в том, что мы должны перенимать их опыт, скорее, с точки зрения агломерации - как наиболее современной формы взаимодействия громад в развитых государствах.
Децентрализация привела к формированию самостоятельных громад, имеющих материальные и организационные возможности для своего дальнейшего развития, которым центральной властью переданы соответствующие полномочия. Дальше над ними опять ставить структуру, которая будет выполнять функции прежних районов, централизованно давать деньги и спускать команды вниз, смысла нет. Иначе зачем тогда эту реформу вообще нужно было проводить?
Как правило, если люди не понимают, что им предлагают и что это изменит в их жизни, эти перемены просто начинают саботировать. Поэтому, на мой взгляд, можно подготовить такую модель, потом прийти к людям и объяснить, чем эта модель лучше, чем прошлая. Тогда не придется людей насильно заставлять с кем-либо объединяться. В этом вопросе есть основания посоветоваться с людьми, - народ мудрее. Такое проявление прямой демократии - залог эффективного диалога власти и граждан, который гарантирует успех любой реформе, направленной на благо людей.
Автор: Марина Жуковская.