Олег Кутателадзе, депутат Одесского областного совета
Впервые я приехал сюда, на берег Аджалыкского лимана, 28 лет назад, когда в рамках одного из контрактов нужно было погрузить никель. Мне сказали, что тут есть неработающий терминал с недостроенным 16-м причалом, и что там можно погрузить этот никель. Здесь и осуществили его погрузку. Через несколько лет я вошел в состав комиссии по созданию свободной экономической зоны, которую возглавлял Эдуард Гурвиц. К нам поступило предложение, совместно с австрийской компанией построить цементный терминал. Для него искали место. Я вспомнил, что возле города Южный есть место, где в своё время отгружали никель. Мы с первым замминистра промышленности Валентином Куличенко приехали сюда.
Это было их предприятие, потому что в 1982 году советское правительство приняло решение об обеспечении поставок фосфоритов: стране были нужны удобрения, т. к. стартовала программа по развитию сельского хозяйства. Здесь был построен этот двусоставный импортный комплекс по перевалке фосфоритов и серы. На 17-м причале в 1988 году построили первый склад на 70 тонн, причал и галерею, откуда по железной дороге фосфориты должны были отправляться на комбинат, который строился в Березовке. Позже причал отдали порту, а весь комплекс — «Агрохиму».
В конце 1992 года мы пришли сюда с Алексеем Ставницером. В «ленинской» комнате встретились с рабочими. Я рассказал, как в дальнейшем здесь все может работать, и как Визирка будет развиваться вокруг этого комплекса. Люди смотрели на нас одновременно с недоверием и интересом. С недоверием, потому что здесь еще не работало ничего. Люди даже зарплату не получали. Мы тогда продали то имущество, которое у нас было, а вырученные деньги направляли на содержание этого комплекса, который до этого не функционировал уже лет пять. В бизнесе такая ситуация: если предприятие не работает, хоть и может быть перспективным, реально оно ничего не стоит, если ничего не производит. Мы сюда вдохнули жизнь, подтянули молодых инженеров, которые по сей день работают с нами — Сологуб, Котвицкий.
Начали искать инвесторов, так появился Алексей Федорычев. Ну, если встретились два Алексея Михайловича, то дело пойдет, решили мы и начали строить первую линию. К началу 1997 года мы начали работать. Перенимали немецкий опыт, адаптировали его к нашим реалиям, перепроектировали весь комплекс, нужно было судоразгрузочные машины превратить в судопогрузочные, а импортный склад — в экспортный. Все это делали те молодые инженеры, которые потом проектировали и строили все, что здесь сегодня есть. Тогда государство попросило, на случай, если будет нужен импорт фосфоритов, оставить ту первоначальную линию, и она у нас сохранилась до сих пор, хотя фосфориты так и не появились.
Этот объект на то время был уникальным, потому что специализированных комплексов тогда не строили. Обычно были комплексы по генеральным грузам, а здесь создали современный перевалочный специализированный комплекс. В дальнейшем, кстати, у нас появился и специализированный терминал по минеральным удобрениям.
Когда началась работа, мы пришли представиться начальнику порта Владимиру Иванову. Он нас принял, выслушал наши планы и сказал, что, по его мнению, у нас ничего не получится. Потом, когда ТИС уже успешно работал, мы с ним встретились десять лет спустя. Владимир Григорьевич пожал нам с Алексеем Ставницером руки и признал, что ошибался. Такой поступок говорит о высоком достоинстве этого человека.
Напомним, ранее Олег Кутателадзе рассказал о важности развития малых городов и целесообразности формирования агломераций.