Северо-западное Причерноморье, где располагается Лиманский район, таит в себе много тайн. Периодически, в ходе археологических раскопок, многие из них открываются. Недавно на территории Лиманского района, близ сел Александровка, Курисово и Каиры проведены очередные находки кургана. Идею подал местный краевед из Доброслава Александр Васильевич Шевченко. Об этом рассказал руководитель археологической экспедиции, доктор исторических наук, директор Одесского археологического музея Игорь Бруяко.
На кургане, высшая точка которого возвышалась над поверхностью поля чуть выше метра, местный житель обнаружил большой камень, предположительно — часть древнего кургана. В ходе периодической распашки земли курган постепенно снизил свой уровень, обнажая новые камни различного размера. Одесский археологический музей заинтересовался этим и в начале октября, с предварительного уведомления Новониколаевского сельсовета, сюда прибыл Игорь Бруяко.
В процессе раскопов археолог показал первую выявленную могилу, охарактеризовал ее. Через неделю обнаружился очередной артефакт. Это был погребённый, уложенный на подстилку органического (растительного, вероятнее всего) происхождения. Он захоронен на спине с подогнутыми ногами так, что пятки почти касались тазовых костей. Руки согнуты в локтях и скрещены на поясе. Ориентировка головы на восток-юго-восток.
По завершению экспедиции ученый поделился впечатлениями об ее итогах.
Игорь Бруяко, директор Одесского археологического музея
Этот регион, между Бугом и Днестром, всегда был интересным для археологов. Тут редко, в сравнении с другими, проводились раскопки. Поэтому каждая такая возможность имеет свою интригу. Нам такая возможность представилась благодаря местному краеведу Александру Васильевичу Шевченко. Без его помощи экспедиция испытывала бы большие трудности. Он взял на себя предварительные заботы по нашему размещению в селе Каиры, поиске техники. Очень многое сделал для обнаружения исторических памятников, их сохранности и изучения, фотографирования. В результате такой работы однажды в его распоряжении оказалась каменная стела от кургана близ села Каиры, которую он передал нам в археологический музей.
Александр Васильевич уже много лет увлекается такой любительской археологией, направленной не только на изучение исторических памятников такого типа, но и их сохранности. Постоянно ставит этот вопрос перед местными органами власти, а в 2011 году даже было принято решение районного совета по этому вопросу.
Игорь Бруяко, директор Одесского археологического музея
Да, это очень важно, что есть такой энтузиаст, благодаря которому и мы смогли многое открыть для себя. И вот, изучив предоставленную нам стелу, мы определили, что она принадлежит к киммерийской культуре, т. е. IX–VII века до нашей эры. Вещь достаточно редкая. Конечно, это нас очень заинтересовало. Именно эта стела затем позволила нам заинтересовать и наших партнеров, которые в итоге профинансировали раскопки. Так этот курган оказался в поле нашего зрения. В результате раскопок здесь обнаружено много различных захоронений. Впервые этот курган был насыпан племенами так называемой ямной культуры. Эта гигантская культурно-историческая общность занимала огромные степные области восточной Европы вплоть до Урала.
Несколько позднее тут обитали племена катакомбной культуры. Два захоронения этой культуры были обнаружены в данном кургане.
Ямная и катакомбная культуры — условные названия, означающие способ погребения.
Ямная — в простых ямах, а катакомбная — сначала яма, затем вход и ниша-катакомба. Обе культуры относятся к эпохе ранней бронзы IV–III тыс. до н. э.
В эпоху среднего бронзового века, во 2-м тысячелетии до н. э. тут проживали и другие племена скотоводов. Их погребения также были обнаружены в кургане. Это культура племён многоваликовой керамики (название дано по характерному типу посуды, которую изготавливали эти племена) и сабатиновская культура (по названию села Сабатиновка в Кировоградской области, где впервые было открыто поселение этой культуры).
Первой исторической народностью, погребение которой было нами здесь обнаружено, стали киммерийцы. К сожалению, погребение разграблено еще в древности. Остались лишь кости скелета человека в разной степени сохранности и разбитые сосуды. Один из них имеет характерную геометрическую орнаментацию. Именно этот факт позволяет думать, что это киммерийское захоронение.
А в неразграбленных что обычно находят?
Игорь Бруяко, директор Одесского археологического музея
Таких очень мало. Неразграбленных примерно один процент, даже меньше, поэтому трудно судить, что могло быть в них. Грабили, потому что были изделия из драгоценных металлов, в т. ч. золото. Скифские погребения разграблены почти все. Грабили не только в древности, но и, судя по найденным предметам в некоторых погребениях, грабят и современные жители. В одном из погребений мы нашли разбитую современную бутылку.
Последним в этом кургане было захоронение средневекового кочевника. Несмотря на то, что это погребение тоже было разграблено в древности, сохранились обломки железной конской упряжи, в частности, стремян. Именно по ним можно приблизительно датировать это погребение XII–XIII вв.
В кургане было использовано большое количество камней, иногда очень крупных. Их приходилось извлекать с помощью импровизированного крана. Всего в итоге в кургане было обнаружено 15 погребений: 4 — ямной культуры, 2 — катакомбной, 5 — эпохи средней и поздней бронзы, 1 — средневековья, 1 — по-видимому, скифское, 1 — киммерийское. И в отношении еще одного сказать ничего нельзя. Оно было полностью разграблено уже совсем недавно, может быть, 5-10 лет назад. В нем ничего не сохранилось.
Закончив работы на кургане, мы решили проехаться по окружающей местности с разведкой состояния памятников археологии. В результате обнаружен довольно большой курган, из которого открытым способом брали грунт экскаватором. Он уже наполовину уничтожен. К сожалению, таких случав сегодня очень много. Поэтому важно привлекать внимание местных органов власти к сохранности археологических памятников вообще, и курганов, в частности.
Автор: Афанасий Гайдаржи.