Быть самыми быстрыми в загрузке и выгрузке, а затем более конкурентоспособными, предприятию ТИС-Уголь помогает высокотехнологичное оборудование. Одним из таких ключевых механизмов является стакер. По сути это самоходный ленточный транспортер. Он движется по рельсам вдоль состава сыпучих грузов и формирует те кучи угля и руды, которые хорошо видны со всех сторон на транспортном узле ТИС, рассказывает начальник смены Константин Евтодий.
Константин Евтодий, начальник смены
Стакер предназначен для разгрузки вагонов. У нас два вагоноопрокидывателя, из которых по конвейерным лентам груз идет дальше на стакер, который формирует штабеля. Затем ковшовые погрузчики и рекламер этот груз перенаправляют на судно или в вагоны.
Штабелями называют горы угля, железорудных окатышей, щебня и любых других сыпучих грузов, которые аккуратно укладывают вдоль огромных площадей, так называемых складов. Чтобы груз не расползался и не пылил, применяют специальные технологии, рассказывает Константин Евдотий.
Константин Евтодий, начальник смены
Для этого у нас есть система пылеподавления. Она начинается еще с вагоноопрокидывателя, затем вдоль лент и так же на стакер. Склады должны быть влажными. Это так называемое запечатывание штабеля. Он покрывается коркой и уже не пылит даже при значительном ветре.
Высота штабеля обычно не превышает 18 м и зависит от плотности груза. Чем груз тяжелее, тем насыпь ниже, рассказал водитель стакера Сергей Шпрайдун. На ТИС-Уголь он работает всего три года. Устроился машинистом конвейера, но потом решил, в свободное от работы время, освоить профессию водителя стакера. Руководство предприятия поддержало такую инициативу работника.
Сергей Шпрайдун, водитель стакера
Хочется развиваться дальше, осваивать новые виды техники, но есть и сложности. Нужно было пройти стажировку 15 смен. Учился я в свободное от работы время и опытные водители стакера учили меня всем азам работы этой машины.
Формирование состава — это командная работа. В работе принимают участие специалисты из разных направлений, от того, насколько правильно был расположен груз, от логистики, зависит дальнейшая скорость погрузки, рассказывает Сергей Шпрайдун.
Сергей Шпрайдун, водитель стакера
Сначала, чтобы просто переехать на данный штабель, мне начальник ЦПУ говорит, куда я должен переехать, я подтверждаю, присутствует при этом также начальник смены. Когда все убедились, что координаты верны, только тогда я даю старт и ребята из вагоноопрокидывателя подают груз.
Чтобы груз не пылил при перевалке через стакер, высота стрелы этого механизма не должна превышать два метра от верхушки конуса штабеля. Это уже тонкости работы машиниста, от профессионализма которого зависит аккуратность и компактность штабелирования. На предприятии ТИС-Уголь работает два стакера. Простаивают они очень редко. В эти редкие часы механики и слесари имеют возможность провести все необходимые работы для поддержания механизмов в рабочем состоянии, рассказывает начальник смены Константин Евтодий. По его словам, это час в смену, один раз в неделю.
Сегодня водителями стакера на ТИС-Уголь трудоустроено 8 человек. Однако овладело работой на этом механизме большее количество работников. Сегодня получить такую профессию можно только, так сказать, «из рук в руки». Опытные водители стакера стажируют тех, кто желает работать на новой технике, а руководство предприятия одобряет такую тенденцию, потому что ТИС-Уголь развивается и в его планах закупка дополнительных механизмов и увеличение объемов перевалки грузов.
Автор: Екатерина Гончар.