Бытует мнение, что Украина позаимствовала польский путь реформы и польскую модель местного самоуправления. Но это не совсем так. Украина избрала механизм добровольного объединения городских, сельских, поселковых территориальных громад вокруг центров экономической активности в более крупные громады - ОТГ. Эту стратегию выбирали в разные времена и скандинавские страны. Внесение изменений в Бюджетный кодекс Украины в декабре 2014 года (бюджетная децентрализация) также приблизило украинскую бюджетную систему к "скандинавской" модели. Поэтому можно считать, что Украина в проведении реформы местного самоуправления и административно-территориального устройства выбрала не польский, а скандинавский путь. Сегодня мы расскажем об особенностях децентрализации в Дании.
Этот процесс начался еще в 1958 году. Ситуация, которая была тогда в Дании, очень подобная той, что сложилась в настоящее время в Украине. Процесс внедрения реформы очень затянулся во времени. С 1958 по 1966 годы специальная комиссия разрабатывала законодательство для местного самоуправления. Лишь в 1966 году был принят закон "Об объединении громад": один город - один муниципалитет, минимум 4 - 6 тысяч жителей, основные полномочия: муниципалитеты - начальные школы, графства - больницы.
Для реализации реформы в 1967-1970 годах действовал специальный комитет. Он предлагал объединение по определенной схеме, если муниципалитеты были с ней не согласны, они должны были предложить свой путь. Также были применены различные инструменты стимулирования, а иногда даже давления. 1000 муниципалитетов объединились добровольно, 400 - принудительно. Таким образом, реформа 1970 года была осуществлена на основе добровольно-принудительного объединения.
В начале нового тысячелетия перед Данией снова возникла необходимость в реформировании структуры управления. Вызовы, которые возникли, были схожи с теми, на которые реагировал реформа 1970 года. Неравномерность способности муниципалитетов: 16 из них имели численность населения до 5 тысяч жителей, 113 - 5-10 тысяч, а самый большой Копенгаген - более 500 тысяч.
Была создана комиссия для подготовки новой реформы, которая работала с октября 2002 года по январь 2004 года. Реформа 2005-2006 годов была успешной. Муниципалитеты после реформы местного самоуправления стали существенно больше по размеру и значительно более мощными экономически. До реформы 206 муниципалитетов (с 271) насчитывали менее 20 тысяч жителей, а после реформы таких осталось только 7 (из 98). Средняя численность населения муниципалитетов выросла с менее 20 тысяч до реформы до около 55 тысяч жителей после проведения второго этапа реформы местного самоуправления.
Полномочия и ответственность муниципалитетов после реформы:
Социальные услуги:
- заботы о детях и дошкольные учреждения;
- начальное образование и специализированное образование для взрослых;
- забота о людях пожилого возраста;
- здравоохранение;
- проекты по активизации и содействия трудоустройству для безработных, не имеющих страхового обеспечения, в центрах занятости, проводимых совместно с государством;
- интеграция и обучения языку для иммигрантов;
- обслуживание населения в сфере налогов и сборов в сотрудничестве с государственными налоговыми центрами;
- организация запасов и готовность к чрезвычайным ситуациям;
- природа и окружающая среда и градостроительство;
- местное обслуживание бизнеса и содействия развитию туризма;
- местные дороги;
- библиотеки, музыкальные школы, местные учреждения культуры и спорта.
Количество регионов стало меньше, а их полномочия не пересекаются с полномочиями муниципалитетов.
Полномочия и ответственность регионов после реформы:
- медицинские услуги в лечебных учреждениях;
- планы регионального развития;
- загрязнения почвы;
- исследования и планирование использования сырья;
- обеспечение работы учреждений для уязвимых групп населения и групп, имеющих особые потребности в социальных услугах и специализированной образовании.
Вследствии децентрализационных процессов, сейчас в Дании работа в органах местного самоуправления, из-за достойных зарплат и возможности карьерного роста, является желанной для граждан. Она привлекает квалифицированные кадры и молодежь.
Наблюдается высокий уровень доверия к органам публичной власти, уменьшается напряжение между гражданами и учреждениями, уровень количества жалоб и судебных процедур.