По Программе медицинских гарантий НСЗУ в 2020 году заключила более 3800 договоров с 1675 медучреждениями, которые оказывают специализированную и экстренную медицинскую помощь, и выплатила им почти 52 млрд грн. Об этом сообщается на сайте Национальной службы здоровья Украины.
Топ-3 специализированных учреждений по размеру выплат от НСЗУ: городская клиническая больница № 4 города Днепр — получила почти 311 млн грн, Одесский областной онкологический диспансер — получил по договору с НСЗУ более 235 млн грн и Львовская областная клиническая больница — получила более 234 млн грн.
Несмотря на различные непредвиденные события и пандемию COVID-19, почти все государственные специализированные учреждения стали работать по договору с НСЗУ с 1 апреля 2020 года. Районные и сельские, областные и городские — все больницы стали получать прозрачную оплату от Национальной службы здоровья за оказанную медицинскую помощь пациентам. А не субвенцию на содержание стен и койко-мест, как было раньше.
По Программе медицинских гарантий финансирование лечения онкологических заболеваний было увеличено на 70% по сравнению с предыдущим годом. Все онкологические диспансеры страны, заключившие контракт с НСЗУ, получили значительно больше, чем при субвенции. НСЗУ законтрактовала 118 медицинских учреждений на оказание услуг по диагностике и лечению онкологических заболеваний и выплатила этим заведениям более 2,8 млрд грн.
В Программе медицинских гарантий определено 5 приоритетных медицинских услуг. К учреждениям, предоставляющим такую помощь, НСЗУ при контрактировании выдвигала повышенные требования к наличию необходимого оборудования, врачей и медперсонала соответствующей квалификации. Оплата за оказанные услуги происходит по повышенному тарифу. НСЗУ выплатила этим заведениям почти 4 млрд грн. Из них:
Специалисты НСЗУ разработали, утвердили и реализовали первую в Украине Программу медицинских гарантий (ПМГ). В ситуации с пандемией ПМГ оперативно расширена на дополнительные 4 пакета. По состоянию на 28 декабря НСЗУ выплатила более 13,2 млрд грн за предоставление помощи пациентам с COVID-19 и с подозрением на него.
Первичный уровень оказания медицинской помощи приобрел особое значение в жизни каждой семьи. Украинцы обращаются к врачу при внезапных или хронических заболеваниях, при необходимости получить консультацию, электронный рецепт на «Доступные лекарства» или электронное направление. Они звонят к врачу, с которым заключена декларация, при подозрении на коронавирус и держат с ним связь во время домашнего лечения.
На сегодня семейного врача, терапевта или педиатра выбрали более 31 миллионов украинцев. Это — почти 74% от имеющегося населения. С начала декабря впервые подали декларацию 204 тысячи пациентов. А за последние три месяца — 834 тыс. украинцев впервые выбрали врача.
Договор с НСЗУ заключили 1 719 учреждений первичной медицинской помощи. Это — на 253 больше, чем на конец прошлого года.
Программой «Доступные лекарства» воспользовались 2 миллиона 530 тыс. пациентов. НСЗУ заключила договоры с более чем 1 200 аптечными учреждениями на работу по этой программе. Это — почти 9 000 аптек по всей стране, 20% из которых находятся в селах и пгт.
Еще один электронный сервис — Е-Малятко. Во время пандемии COVID-19 он помогает родителям новорожденного ребенка уменьшить количество визитов в различные учреждения. В электронной системе здравоохранения создано более 46 000 медицинских заключений о рождении.
Трансформация системы здравоохранения создала спрос на ряд медицинских специальностей. Чтобы подписать договор с НСЗУ, медицинское учреждение должно иметь достаточно врачей соответствующих специальностей.
В начале года более 500 учреждений здравоохранения в Украине заключили договор с НСЗУ с обязательством выполнить отложенные требования. А именно — дооборудовать больницы и обеспечить их необходимыми специалистами, в частности анестезиологами. Учреждения начали активно привлекать анестезиологов. Поэтому трансформация системы здравоохранения создала условия для устойчивого развития медицинских учреждений, роста заработных плат и улучшения условий труда медицинских работников.