ЛАН » Новости » Одесские ученые исследуют необычные бактерии со дна Черного моря

Одесские ученые исследуют необычные бактерии со дна Черного моря

Биологи Одесского национального университета имени И. И. Мечникова обнаружили новый штамм бактерий, который получил название B. velezensis ОNU553. Споры этого микроорганизма нашли в донных отложениях Черного моря на глубине 2 000 метров, сообщает «Думская».

Как рассказал руководитель исследовательской группы, проректор ОНУ по научной работе доктор биологических наук профессор Владимир Иваница, открытие было сделано при содействии специалистов Бременского университета, которые провели экспедицию в северо-западной части Черного моря и поделились полученными образцами с одесскими коллегами.

Обнаруженные на дне Черного моря бактерии — это штамм микроорганизмов Bacillus Velezensis, которых выделили в отдельный вид в 2005 году. Сейчас эти бактерии являются предметом исследования многих научных центров по всему миру. Дело в том, что они способны выделять вещества, которые обладают антимикробной, противогрибковой, противоопухолевой и противовоспалительной активностью. Ученые видят большие перспективы их применения в сфере биотехнологий, а возможно, и в медицине — как источник новых противомикробных препаратов.

По словам профессора Иваницы, эти микроорганизмы обитают в грунте. По всей видимости, в Черное море они попали вместе с речными стоками.

Владимир Иваница, руководитель исследовательской группы, проректор ОНУ по научной работе, доктор биологических наук, профессор

После отмирания морских организмов — водорослей, зоопланктона, фитопланктона, животных — их останки начинают поедать бактерии-сапрофиты и гетеротрофы. Они максимально используют органику, а оставшиеся минерализованные вещества оседают на дно моря. Это так называемый «морской снег», скорость выпадения которого в Черном море оценивают в пять метров за тысячу лет. Собственно, в отложениях этого «морского снега» мы нашли споры бактерии — они благополучно пережили давление в сотни атмосфер при температуре +2 °C в течение очень долгого времени.

Наиболее реально использовать эти бактерии в аграрной сфере. По словам Владимира Иваницы, процесс изучения микроорганизма уже находится на практической стадии. Университет заключил договоры с ООО «Відродження М» и научно-производственным объединением «Агробиоинноватика» о проведении доклинических исследований и промышленных испытаний.

Сейчас мы движемся в двух направлениях. Первое — это традиционное использование полезных бактерий и продуктов их жизнедеятельности (метаболитов) для защиты растений от возбудителей различных болезней, которые находятся в почве. Также мы с коллегами проводим эксперименты по созданию вокруг растения с момента его прорастания «защитной оболочки» из полезной микрофлоры. Это позволит не бороться с болезнями, а предотвращать их.

Что касается использования одесского штамма в медицине, то в этом вопросе Владимир Иваница не столь оптимистичен. Безусловно, B. velezensis имеет большой потенциал и может стать, как когда-то пенициллин, источником новой линии антибиотиков. Однако для этого понадобятся десятилетия научной работы и инвестиции, оцениваемые в сотни миллионов долларов.

Друк