Много лет громады сталкивались с уголовным насилием со стороны так называемых черных регистраторов. Группы граждан, которых финансировали структуры страны-агрессора, создавали общественные объединения, объявляли их юридическим лицом — громадой города и начинали через судебные тяжбы пить кровь местного самоуправления.
Фейковые громады не признавали легитимности органов местного самоуправления и государственной власти. Эти случаи расследовала СБУ, как угрозу государственной безопасности.
В Европе такая ситуация принципиально невозможна. Потому что в европейских странах громады уже сотни лет являются юридическими лицами, а в государствах так называемого восточного блока эта реформа состоялась после свержения тоталитарных коммунистических режимов. Именно так, как человек является физическим лицом с момента рождения по факту своего существования, так же и громады в странах Европы являются органическими юридическими лицами и были ими столетиями до появления каких-либо реестров.
Во многих странах Европы юридическими лицами являются не только громады, но и все уровни управления — и государство, и в странах с федеративным устройством — федеральные земли.
Модель полной правосубъектности громад предусматривает, что громада — юридическое лицо публичного права с независимым правом собственности и бюджетом, а органы местного самоуправления являются органами такого юридического лица и выступают от его имени.
Имея статус юрлица, громада сможет не только оспаривать какие-то конкретные действия государства, но и само право государства вмешиваться в полномочия громады.
Имущество, которое есть у громады, принадлежит непосредственно ей — юридическому лицу. Не десяткам департаментов, как сейчас, а непосредственно ОТГ, как этого требует Конституция.
Существующие юридические лица, отделы и департаменты исполнительных органов, становятся простыми подразделениями, а статус распорядителя бюджетных средств должна иметь непосредственно громада, со счетов которой осуществляются платежи.
Иногда говорят, что это будет неудобно, и города не справятся. Но давайте будем честными, даже такая крупная организация, как ПриватБанк с миллионами вкладчиков, является единственным юридическим лицом и не имеет с этим никаких проблем.
Громада-юридическое лицо получает право заключать договоры с физическими и юридическими лицами, может получить полноценные кредитные рейтинги для займов и кредитов.
Также важно понимать, что банкротство юридических лиц публичного права невозможно.
Таким образом, громада как юридическое лицо — это не какая-то структура над местным самоуправлением, которую можно забрать или что-то с ней сделать. Наоборот, это реализация правосубъектности громады и инструмент в руках самоуправления по отстаиванию своей самостоятельности и автономности.
Такой статус предусматривает и дополнительные возможности судебной защиты. Закрепление статуса громады-юридического лица в Конституции означает и соответствующее право оспаривать законы, которые вмешиваются в самостоятельность и автономность местного самоуправления в Конституционном суде. Без этого статуса громады не могут быть субъектным для таких исков. Право громад на обжалование действий государства в Конституционном суде активно обсуждается в рамках конституционного процесса, и его поддерживают все участники.
С другой стороны, громада-юрлицо становится и единственным центром ответственности. Каждый житель громады получает возможность обращаться в громаду, как субъекту права и не будет думать, какой департамент или отдел виноват в нарушении его прав. Так же сможет действовать и государство.
То есть, громада полностью автономна и решает свои задачи и проблемы внутри, а если у кого-то есть претензии — то и судятся они напрямую с громадой.
Но, возвращаясь к началу, — тема вызывает большой страх за прошлые криминальные действия черных регистраторов. Поэтому во время обсуждений вместе с экспертами и коллегами из международных организаций определены позиции, которые нужно учитывать при рассмотрении этого вопроса:
После получения ответов на эти вопросы будет приниматься окончательное решение.
Дмитрий Гурин, председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам местного самоуправления и органов самоорганизации населения
Моя позиция, как главы подкомитета местного самоуправления, такова: при изменении Закона о местном самоуправлении и изменений в Конституцию в части децентрализации у нас возникло уникальное окно возможностей навсегда защититься от черных регистраторов громад, интегрировать наше законодательное поле с европейское и навсегда покинуть клуб России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, в которых местному самоуправлению отказались давать полную правосубъектность.
Он считает необходимым принять решение в пользу местного самоуправления и защиты его прав.
По материалам «Децентрализации».