Как оценить качество стратегии громады рассказал независимый эксперт Мирослав Кошелюк на сайте «Децентрализация». Качественный процесс стратегирования является причиной того, что в результате получится хороший документ и понимание того, каким он должен быть.
Признаки того, что стратегия громады действительно качественная.
Инклюзивность. Хорошая стратегия — это, прежде всего, стратегия громады. Это не политическая декларация городского головы (председателя громады), не план работы совета громады или ее исполнительных органов, это — общее видение будущего, вокруг которого объединяется вся громада. Так ли это, или нет, с самого документа определить однозначно трудно, но стоит учесть, от чьего имени написана стратегия, «субъектность» включенных в нее мероприятий и описание того, насколько инклюзивно разрабатывалась стратегия.
Аналитичность. В хорошей стратегии должны быть не только и не столько сырые данные, статистика, — во многих случаях так называемый профиль громады не включается в ее текст, а идет отдельным приложением к ней. Главное — качественный аналитический диагноз с четким определением проблем и вызовов.
Стратегичность. Тавтология в таком случае уместна, так как речь идет о том, документ действительно является стратегией или нет. Если просто описаны текущие проблемы и намерения их решать, то это не стратегия. Должны быть определены средне- или долгосрочные цели и ресурсы, от которых зависит способность их достичь. И здесь есть две принципиальные вещи — формирование сильной громады (укрепление идентичности, вовлеченность граждан, развитие институтов гражданского общества, диалог власти и граждан и т. п.) и качество экономического блока.
Межмуниципальное сотрудничество. Ни одна громада не развивается изолированно. Настрой только на конкуренцию во многих случаях закрывает возможность громаде увидеть, в чем заключается ее реальный потенциал развития. Неслучайно в некоторых странах консультация с соседними громадами и региональными агентствами развития является обязательным элементом подготовки громадами своих стратегий. Невозможно игнорировать потенциальную принадлежность громады к агломерации, ее роль в качестве возможного полюса роста или выгоды от сотрудничества с таким полюсом, вхождение в кластеры, место громады в контексте регионального развития, ее принадлежность к той или иной функциональной территории, предусмотренной Государственной стратегией регионального развития.
Ориентация на внешних партнеров (стейкхолдеров). Это еще можно назвать маркетинговым подходом. Так, стратегия определяет цели именно громады, но их достижения большей частью невозможно без привлечения громадой внешних ресурсов. Прямые посылы к сотрудничеству с внешними партнерами и указанные формы и направления такого сотрудничества добавляют стратегии плюсов.
Креативность по форме и подходами. Стратегия не должна быть стандартной, очевидной. Такая стратегия не вдохновляет ни членов громады, ни внешних партнеров.
Современность. Стратегия должна учитывать современные тренды — и в стране, и в мире (Европе). Риторика европейских или международных деклараций может показаться чем-то абстрактным и (пока) в наших реалиях далеким. Но это не так — и угрозы, и новые подходы распространяются, шире и быстрее. Понимание таких трендов расширяет горизонт видения и повышает привлекательность стратегии.
Недекларативность. Каждый, кто знакомится со стратегией, задает себе вопрос — будут ли реализованы заложенные в ней намерения? К утвердительному ответу должна склонять четкая логика перехода от видения и приоритетов (или стратегических целей) до оперативных целей, определения индикаторов их достижения, а также наличие в документе ключевых стратегических проектов. Их детальная проработка будет происходить уже после принятия стратегии, но их наличие может добавить стратегии конкретики и убедительности.
Пространственный аспект. Хорошая стратегия развития громады должна базироваться на пространственном анализе и учитывать пространственную составляющую ее влияния. Стратегическое и пространственное планирование на уровне громад однозначно должны быть интегрированы.
Целостность процесса стратегического планирования. Наличие четкой модели имплементации стратегии и мониторинга ее реализации — показатель того, что стратегию действительно собираются внедрять. Важно, чтобы была определена понятная взаимосвязь между различными программными документами, их иерархия и последовательность разработки и корректировки. Если стратегия — просто отдельный документ, вероятность, что она останется нереализованной, значительно выше.
Форма не гарантирует качество. Большинство перечисленных признаков качественной стратегии указывают на то, что качество стратегии определяется другим — ее «коммуникативностью». Именно привлечение всех заинтересованных стейкхолдеров к разработке стратегии, налаживание коммуникации с ними в процессе ее разработки и четкие посылы к ним в самой стратегии определяют то, насколько удачным является процесс стратегирования.