Начиная с февраля 2022 года, образовательный процесс во всех украинских школах претерпел определенные изменения. Беззаботная школьная жизнь для педагогов и детей закончилась. В условиях войны и школьники, и учителя столкнулись с немалыми вызовами. В то время понимания того, как с ними справиться не было ни у кого. Однако со временем образовательный процесс наладился и продолжает постоянно развиваться, несмотря на то, что полномасштабное вторжение до сих пор продолжается. Першотравневый лицей Визирской СТГ является одним из ярких примеров того, как руководство заведения и учителя создают для своих воспитанников комфортные условия для обучения. Во-первых, это касается ментального здоровья учащихся. По словам заместителя директора по учебно-воспитательной работе Натальи Кириченко, они постоянно работают над тем, чтобы каждый ребенок чувствовал себя здесь в безопасности.
Наталья Кириченко, заместитель директора по УВР Першотравневого лицея
Конечно, мы очень хотим, и это первая необходимость, чтобы среда, куда придут дети, была безопасной. Когда мы уверены в том, что ничего не угрожает ребенку, тогда процесс может идти так, как надо. Безопасная среда, это не только наличие убежища. Ребенок должен чувствовать себя в школе комфортно, он не должен бояться ничего. Поэтому главная задача нашего коллектива - сделать так, чтобы дети шли в школу с настроением, с желанием учились здесь.
Другое направление успешного развития учебного заведения - постоянное обучение самих учителей. Педагоги Першотравневого лицея понимают - чтобы идти в ногу со временем им необходимо системно повышать свой профессиональный уровень и квалификацию. Современное образование требует от учителей умения работать в формате интерактивных занятий, используя новые подходы и методы. Тем более сейчас государство предлагает педагогам большой перечень инструментов для получения нового педагогического материала.
Оксана Замосянчук, учительница начальных классов, учительница-методист Першотравневого лицея
Это может быть "work-shop", когда мы делимся опытом. Это может быть выполнение различных нестандартных упражнений. Мы также изучаем и нормативные документы. Мы не просто сидим над буквой закона, вычитываем, запоминаем. Обязательно это какое-то упражнение, когда мы двигаемся, мы можем искать информацию, пользуемся интернет-источниками. Мы делимся опытом сразу при изучении документов с коллегами - как кто использует их во время своей работы.
Оксана Кравченко, учительница по основам здоровья, социальный педагог Першотравневого лицея
В современном мире останавливаться на достигнутом не является актуальным, это и не нужно. Учитель постоянно повышает свой уровень, повышает свою квалификацию. Например, перед началом учебного года мы просматриваем методические рекомендации. Кроме методических рекомендаций уже второй год мы повышаем квалификацию по домедицинской помощи, по безопасности учебного пространства.
Виктория Урсуленко, учительница истории Першотравневого лицея
Все свое время, свободное, несвободное мы тратим на повышение нашей квалификации. Постоянно проходим различные курсы, обязательно проходим курсы по психологической поддержке, домедицинской помощи, инклюзивному образованию. Я прохожу интегрированные курсы по истории Украины и всемирной истории. Еще я преподаю курс "Учимся жить в громаде". У нас постоянно проходят семинары, челленджи, вебинары по нашему курсу.
Самое главное условие успешной реализации образовательного процесса - это присутствие детей за школьными партами в классах. В настоящее время Першотравневый лицей пока работает в онлайн формате. Учителя преподают свои предметы в пустых классах, сидя перед компьютером. Все с нетерпением ждут того времени, когда дети получат возможность вновь посещать школу. Соскучились все, и школьники по учителям, и педагоги по своим воспитанникам.
Наталья Кириченко, заместитель директора по УВР Першотравневого лицея
1 сентября весь педагогический коллектив был готов к очному обучению. Мы планировали, что выйдем учиться очно. Но сейчас такие условия, что еще нужно немного подождать, и надеемся, что после каникул мы сможем встретить в стенах школы наших дорогих воспитанников, которых мы очень ждем.
Оксана Кравченко, учительница по основам здоровья, социальный педагог Першотравневого лицея
Очень соскучилась, очень хочу именно живого обучения. Скучаю по живой реакции и надеюсь, что мы скоро выйдем.
Оксана Замосянчук, учительница начальных классов, учительница-методист Першотравневого лицея
Мне это очень больно. Есть определенные плюсы в дистанционном обучении. Это экономит наше время на то, чтобы дойти до школы, или поесть, когда мы находимся в комфортной среде. Но мы теряем очень важное, мы теряем социализацию. Есть много задач, которые бы я гораздо эффективнее выполнила вместе с детьми, когда мы соберемся в группы, когда мы послушаем друг друга, когда мы придем вместе к какой-то мудрой мысли. Когда дети слушают объяснения учителя, это одно, а когда, работая в группе, они своим одноклассникам что-то объясняют, это бывает иногда даже эффективнее чем объяснения учителя. Мне этого сейчас лично не хватает.
Можно долго говорить об образовании во время военного положения, о его сложностях и путях их преодоления. Но основное остается неизменным: когда война закончится нашей победой, мы вернемся к мирной жизни, а в ней одним из важнейших дел станет обучение наших детей. После победы мы будем восстанавливать Украину, а для этого стране пригодятся образованные специалисты. Привить детям любовь к знаниям именно на начальном этапе получения образования - важнейшее призвание каждого школьного учителя.