Профессор Мильбрадт - один из тех политиков, которые были ответственными в Восточной Германии за децентрализацию и другие трансформационные процессы после объединения страны.
- Как Вы в целом оцениваете прогресс реформы децентрализации в Украине?
- Что особенно успешного в этой реформе?
- Однако, некоторые громады все еще остаются небольшими, а некоторые не имеют достаточно ресурсов, чтобы обеспечивать услуги, которые они должны обеспечивать. Как решить эту проблему?
- Можете ли Вы назвать наибольшие успехи реформы децентрализации, а также отметить то, что пошло не так, как надо?
В большинстве областей процесс продвигается без лишних проблем, он является успешным, и большинство вновь избранных мэров способны полноценно выполнять свои расширенные полномочия. Кроме того, в стране все еще существует много районов, где состоялся процесс объединения, а также передачи полномочий. Это становится большой проблемой.
Если вы посмотрите на карту Украины, то найдете много "белых пятен", которые нужно заполнить. Эта проблема возникает тогда, когда вы (правильно) начинаете процесс объединения на добровольных началах. Но в конце концов вам необходимо реорганизовать всю территорию. Поэтому следующим шагом должно стать ускорение объединительного процесса и окончания его в установленный срок. Вы можете повысить стимулы и убеждать в преимуществах объединения, например, сокращение бюрократизма, но в конце концов вам нужна концепция завершения реформы, включая дедлайны и свободу объединения с помощью закона. Обычно достаточно лишь продемонстрировать "кнут" и очень редко приходится его применять. Это будет задачей нового правительства после парламентских выборов.
- Какие другие важные шаги реформы, кроме обязательного объединения?
Вы можете повысить стимулы для добровольного объединения. Вы можете гарантировать местную автономию и дать понять, что вернуться к советской модели с чрезмерной централизацией и недостатками управления невозможно. Поэтому вам нужны изменения в Конституцию в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления, которую Украина подписала и ратифицировала. Сейчас вся реформа основывается на обычных законах, которые могут быть изменены Советом в любой момент. К сожалению, проект изменений в Конституцию не было принято, так как его смешали с минским процессом.
Вторым элементом является стабильная финансовая перспектива для новых громад. Не только на следующий год после объединения, но и на будущее.
Третий элемент - компетентный персонал с достойной заработной платой, а также принятие закона о местном самоуправлении.
Четвертый элемент - орган планирования на всей территории громад. Эти законопроекты находятся в Совете и должны быть приняты как можно быстрее.
Другой вопрос очень близко связан с объединительным процессом. Если Украина создает больше эффективных громад и передает ответственность к ним, особенно из районов, вам нужно решить, что делать с этим уровнем. Сейчас Украина имеет около 500 районов. Это много, если правительство имеет цель уменьшить количество громад с 11 тыс. до 1-1,5 тысячи.
Поэтому вам также нужно решать и вопрос районов. Нужны ли они вам? Если да, то за что в будущем они должны отвечать? Поскольку большинство из старых обязательств переходят к громадам, вы должны предоставить им новые компетенции, например, согласно секторальной деконцентрации отраслевых министерств (здравоохранение, образование и т. д.). Если Украина хочет поддерживать районный уровень, а я думаю, что страна этого хочет, необходимо не только сократить количество районов, но также посмотреть их будущие роли. Этого шага все еще не хватает. Для преодоления препятствий на пути децентрализации на районном уровне вам нужно предоставить новую перспективу людям, которые на этом уровне работают. Если они боятся потерять свои рабочие места из-за децентрализации на местном уровне, они будут не очень полезными для реформы.
- Вы упомянули о необходимости предоставить местным громадам гарантии получения средств. Как правительство может это гарантировать?
Вы можете прописать в Конституции, громады имеют право получать соответствующие средства для обеспечения основных потребностей. Второй момент - вы можете позволить им вводить собственные налоги. Вы также можете позволить им принимать решение о ставках определенных налогов. Это даст им стабильную финансовую основу, деньги, которые можно тратить автономно.
Гранты - это следующий элемент, но вам нужно быть осторожными, чтобы не ограничить местную автономию большим количеством условий получения грантов. Вы должны предоставлять некоторые гранты безусловно - например, для фискального выравнивания: тем громадам, которые имеют низкий налоговый доход. В этом случае гранты должны предоставляться для того, чтобы уменьшить разногласия между богатыми и бедными громадами и обеспечить возможность даже бедным громадам полноценно выполнять свои обязанности. В то же время вы можете предоставлять трансферты на специальные инвестиции или важные услуги, но условия трансфертов не должны быть слишком жесткими.
- В одном из своих интервью Вы отметили, что децентрализация может уменьшить проблему политического и экономического влияния олигархов. Как этого достичь?
Бороться с коррупцией легче на местном уровне, потому что там люди лучше знают, что у них происходит. Легче бороться с небольшими "плохими парнями", чем с большими "плохими парнями", которые находятся наверху. Международный опыт показывает, что децентрализация может быть инструментом для уменьшения уровня коррупции.
Второй момент - когда муниципалитеты собирают свои собственные налоги, то люди пытаются платить их лучше, чем когда налоги отправляют в центр. Люди более склонны обманывать центральное правительство, а не местные органы власти. Потому что на местном уровне жители лучше понимают, на что именно тратятся их деньги.
- Однако здесь все еще существует проблема - часто налоговая администрация не предоставляет местному правительству информации по сбору налогов на его территории.
- Как Вы считаете, может ли центральное правительство развернуть реформу децентрализации?
- В Украине было много дискуссий о ее политической системе. Некоторые политики предлагают полностью превратить ее в парламентскую республику. Подойдет ли Украине немецкая политическая модель?
Преимущества и недостатки существуют в каждой системе - как в президентской, так и в парламентской или смешанной. Франция - сильная президентская страна. В Германии канцлер, которого избирает правительство, имеет слишком много власти, но региональные и местные органы также очень сильны. Вам нужно четкое распределение власти.
Правительство отвечает за руководство страной, но Президент может выбрать и назначить руководителей областных и районных администраций. В некоторых аспектах ваша политическая система не очень функциональна. Лучшее решение - четко выбрать непротиворечивую систему и соответственно скорректировать Конституцию, если это необходимо.
- Существует много дискуссий по широкому использованию таких инструментов, как референдум. Некоторые политики предлагают с помощью него предоставить "голос простым людям". Вы согласны с этим?
Вам необходимо быть осторожными с референдумами, потому что во время них вы можете столкнуться с опасностью популизма. Например, референдум во Франции остановил Конституцию ЕС, референдум по Брекзиту в Великобритании также создал много проблем. Я думаю, что не совсем правильно решать очень сложные вопросы путем референдума, особенно, когда на его результат влияет популизм и фальшивые новости. Например, стоит устанавливать размер налоговых ставок через референдум?
Частным случаем является Швейцария, где существуют виды референдумов, которые иногда проводятся много раз в год. Швейцарцы привыкли к этой системе и очень осторожно к ней относятся - принимается только ⅓ предложений, вынесенных на референдум. В других странах все иначе. На уровне земель и особенно местном уровне проводить референдумы разрешается, но на жестких условиях. Например - референдумы относительно биоразнообразия, системы школ, планирование развития, урбанизма, но не в отношении международной политики или национальной безопасности.
- По каким критериям можно оценить успешность реформы децентрализации в Украине?
- Но на местном уровне существует не только политическая, но и административная ответственность. Например, государственный аудит. Поэтому некоторые люди на местных уровнях боятся что-то делать, чтобы не наделать ошибок. Что вы им посоветуете?
- В Украине существует еще одна серьезная проблема: когда городские мэры находятся на своих должностях десятилетиями и буквально "сливаются" с местной мафией. Децентрализация не сильно поможет в таком случае.
- Сколько власти центральное правительство должно передать местному уровню?
По материалам "Децентрализации".