- Что изменилось в этом году для Першотравневого УВК?
Самое первое, что изменилось - мы создали свою громаду и уже переходим из районного отдела образования в отдел образования громады. Я думаю, что развитие школ не будет останавливаться, будет продолжаться так, как это было в районе. Очень большое внимание уделяли нам районный отдел образования и администрация Лиманского района. Я думаю, что так будет в дальнейшем и в громаде, ну и лучшее финансирование. Мы получим больше материально-технической базы, сможем отремонтировать наши проблемные места - это спортивные залы, актовый зал и столовая, а также фасад школы. Все это мы уже планируем, и понятно, что сразу в такой короткий срок мы это все сделать не сможем. Во-первых, до 2020 года нет еще такого финансирования нашей громады, а уже в 20-м году мы будем составлять бюджет нашей громады, и все эти болезненные вопросы по всем учебным заведениям, а они есть почти в каждом учреждении, будут решаться.
- Першотравневая школа - самая большая, она опорная, что это значит?
Да, она является самой большой в районе и сейчас - самой большой в громаде. Опорная школа - это школа, которая будет разрабатывать новые образовательные программы, принимать участие в разных проектах, как и все школы, но она будет опорой для учеников, например, школ Визирки и Любополя. Упор будем делать на профильное обучение, чтобы наши дети, получая общее образование, еще и имели профессию. Те ученики, которые учатся на высоком и достаточном уровне, могут поступать в высшие учебные заведения, получать профессию уже высшей аккредитации, а ученики, которые обладают низким уровнем знаний, могут получать профессии, которые на сегодня очень нужны нашему району, нашей громаде и государству. Каждый директор школы знает, какие есть проблемы в их учебном заведении, и эти проблемы нужно решать вместе. Нельзя все отдавать Першотравневой школе, а не давать, например, Визирской или Любопольской. Нет, нужно, чтобы все школы вышли на один уровень, чтобы в них было комфортно, чтобы дети получали качественное образование, несмотря на то, что наша школа будет опорной. Все дети имеют право на качественное образование, поэтому и распределение средств необходимо делать честно, целесообразно и все запросы руководителей школ должны поддерживаться и выполняться.
- Громада сейчас формирует свой административный штат. Как Вы чувствуете, руководство громады вопросам образования будет уделять внимание? Это является приоритетным направлением?
Я считаю, что образование - это самый первый этап, где требуется уделять очень большое внимание, потому что мы воспитываем наше будущее, нам нужны патриоты нашего государства, нам необходимы опытные специалисты, умеющие работать и развиваться в нашем государстве. Я думаю, что руководство будет уделять большое внимание образованию. И мы это чувствуем: мы получили мебель в кабинеты физики, химии, биологии, которую получили немного раньше, заказали столы для компьютеров в компьютерные классы, и потихоньку материально-техническая база пополняется. Это говорит о том, что еще финансирования нет, а помощь уже доходит к нам.
- Структура образования изменилась с появлением громады. Ранее подчинение было в Лиманском районе, а сейчас?
Сейчас будет формироваться отдел образования в громаде. Будут свой начальник отдела образования, методисты, бухгалтера, инженеры. Все они будут выполнять функции, которые выполняли в районном отделе образования. Отдел образования громады заработает в полную силу уже, когда будет подписано штатное расписание.
- Что это даст для образования?
Отдел образования должен быть обязательно, потому что должен быть контролирующий орган, который должен предоставлять методическую помощь, финансовую помощь и следить за выполнением тех или иных задач. Сейчас у нас в громаде пока что три школы и два детсада. Насколько нам известно, средств будет больше и на эти школы их будет выделяться больше. В районе у нас было 37 школ, выделялись средства на все школы, понятно, что объект финансирования очень большой. Здесь меньше, мы будем больше получать, понятно, что будет больше пополняться материально-техническая база. Будут большие поощрения для учителей, премии. В районе также были поощрения, но там много учителей было, а тут уже меньше, а средств - больше, поэтому финансирование будет лучше.
- В связи с этим, какие у Вас мечты как у директора школы, который работает 35 лет и видел многое на своем профессиональном веку?
Знаете, самое первое, что меня интересует как директора школы - это кадры. Это подготовка кадров, и чтобы они оставались работать в нашем заведении не три года, а больше. Для этого нам необходимо разработать программу касательно обеспечения жильем молодых учителей, ну и, понятно, достойную заработную плату. На сегодня не каждый молодой учитель, который закончил образовательное учреждение, может работать на зарплату в четыре тысячи гривен, имея очень большие проблемы касательно подготовки - на это нужно время, сегодняшнее общение с детьми и родителями не все выдерживают. К большому сожалению, в этом году нас покинули три молодых специалиста, они нашли себе другую работу в иной сфере, так как их не удовлетворила заработная плата и нет жилья. Мы планируем разработать такую программу, чтобы обучить своих специалистов, предоставить им жилье, и чтобы они много лет работали в нашем учебном заведении и в заведениях нашей громады. Мы уже много раз об этом говорили и я еще раз хочу повториться - дети должны иметь возможность выбирать специальность, начиная с пятого класса. Нам необходимо разработать такие профили обучения, чтобы детям было интересно идти на те уроки, где они хотят получить знания, которые им потребуются в будущем и уже в старших классах получить специальность, сначала низшей аккредитации, а потом, если захотят повысить свой профессиональный уровень, будут поступать в высшие учебные заведения.
- В это тоже необходимо вкладывать деньги, создавать базу.
Без материально-технической базы невозможно никак. Подготовка кадров, приобщение кадров из профтехучилищ. Нам нужно с ними заключить договора. Теоретически, часть мы можем давать в своем учебном заведении, а нам нужно создать еще и материально-техническую базу при которой и практику они смогли бы проходить у нас. Также необходимо общаться с другими профтехучилищами, где уже есть такая база и на ней готовить наших молодых специалистов.
- Это находит отклик у родителей и детей?
Да, они поддерживают эту идею, потому что на сегодня не у всех родителей есть возможность направить ребенка, например, в город Одессу, снять квартиру или, чтобы ребенок ездил на обучение. Понятно, что тут меньше тратится средств на это, квартиры не нужно - ребенок живет дома и самое главное - мама с папой видят, чем ребенок занимается, ведь не все рискуют отпускать ребенка в 14 лет в такой большой город. Самое основное - трудоустройство, потому что у нас на территории громады есть предприятия, которым нужны специальности, которые мы и будем предоставлять. И это не исключает того, что ребенок, который будет получать профессиональное образование низшей аккредитации, может поступить в высшее учебное заведение и повысить свой уровень специалиста. Этому уделяется большое внимание, со многими учебными заведениями у нас уже заключены договоры, и они подписаны, где приезжают преподаватели, они проводят с нашими детьми профориентационную работу. Например, университет Мечникова - у нас с факультетом физики очень тесные связи, где экзамены проводились на базе нашей школы, по которым дети поступали и уже шли в этот ВУЗ.
- Вернемся к делам громады. Есть ли общение уже сейчас и разработка общих планов со школами громады?
Я думаю, что у нас начальник отдела образования будет проводить первое заседание, где я буду иметь возможность поделиться своими наработками, если мои коллеги поддержат, мы будем тесно сотрудничать по этим проектам.
- Какие ближайшие планы?
Прежде всего необходимо сделать то, о чем я говорила - ремонты в спортивных залах, потому что через несколько месяцев детям нужно возвращаться с улицы, где проводят уроки физического воспитания, в спортивные залы, они должны быть отремонтированы. И у нас школьная столовая, также мы планируем ее в ближайшее время отремонтировать. Касательно методической работы - это продолжать разработку учебных программ, проектов, которые мы наметили и воплощать их в жизнь. Касательно организации дел в громаде, мы планируем делать заседание комиссии по вопросам образования, рассказывать о своих программах и делиться опытом с нашими коллегами из школ Визирки и Любополя.
- Вы избранный депутат в Визирскую громаду, какие у Вас обязанности как у депутата?
Я глава комиссии по вопросам образования и в мои обязанности входит работа с учебными заведениями, понятно, что усовершенствовать их, пополнять материально-техническую базу, помогать директорам и учителям, чтобы они с радостью приходили в свои кабинеты и качественно преподавали свой предмет, чтобы детям было интересно. На сегодня с одним учебником не сработаешься с нашими детьми, для этого необходима материально-техническая база, чтобы был интернет, чтобы они могли проводить онлайн-уроки, чтобы они могли записывать и проводить дистанционное обучение, чтобы обратить внимание на инклюзивное обучение. Вопросов очень много, и я думаю, что мы будем решать в ближайшее время и нам все удастся.
- Каковы Ваши пожелания коллегам, родителям, учителям, детям в начале учебного года?
Хочу пожелать крепкого здоровья, выдержки, терпения, а ученикам хочу пожелать, чтобы школа была для них вторым домом, чтобы они с радостью сюда приходили и не хотели отсюда уходить, чтобы им здесь было весело, комфортно и интересно, и чтобы они получали качественное образование, а в будущем стали гражданами нашего великого независимого государства.