Олег Кутателадзе: "Вместе нам под силу решить множество проблем"
- Что еще необходимо сделать для окончания строительства канала "Тилигульский лиман - Черное море"?
Канал, который еще во времена Советского Союза, построил колхоз для того, чтобы рыба заходила в лиман, со временем заилился. Тогда никто не думал, что Черное море будет впадать в Тилигульский лиман, напротив: речка Тилигул должна была наполнять лиман водой, которая должна была оттуда уходить в Черное море. Однако и канал, и река, и другие притоки заилились в результате обработки земли в неположенных местах - лиман начал высыхать. Самый чистый лиман юга Украины практически превратился в болото. Соленость воды достигла 36 промилле - еще 4 промилле и лиман бы умер. Природный заповедник, куда прилетает множество птиц на зимовку, нужно было спасать. Еще до моей каденции встречались депутаты Одесской и Николаевской областей с целью решить эту проблему: Одесский облсовет пошел дальше - заказал проект строительства, в котором, к сожалению, в полном объеме не смогли учесть значительные прибрежные течения и силу волн, что там образуются. Изначально необходимо было сделать морскую часть и дамбу, чтобы песок не заходил в лиман и не заиливал дно канала. К сожалению, государство не выделяло средства вовремя. Было выделено около 50 миллионов гривен, благодаря чему сейчас заканчиваются работы в морской части. В этом году жители Коблево и Лиманского района обратились в Министерство энергетики и экологии с просьбой оказать содействие в скорейшем завершении работ. На данный момент в Одесском областном совете рассматривается вопрос о том, чтоб выделить средства на углубление канала до двух метров. Небольшой мост, расположенный рядом с мостом, соединяющим Одесскую и Николаевскую области, планируется либо убрать, либо поднять так, чтобы под ним могли проходить небольшие прогулочные катера. Тогда территории, окружающие лиман, заживут новой, рекреационной жизнью. Под проход таких катеров оставлено место и в построенном гидротехническом сооружении. Как только будет решен вопрос с "танковым" мостом и канал углублен до двух метров - откроются новые возможности для туризма. Учитывая богатую и интересную историю этих мест, а также природные красоты - это благодатная почва для туризма и рекреации.
- Каково Ваше видение туристического развития Сычавки? Расскажите о Вашей идее по строительству единой набережной от Коблево до Сычавки.
Продолжается процесс объединения Визирской громады, и мы рассчитываем, что Сычавка к ней также присоединится. Лиман при правильном подходе имеет большой туристический потенциал. Есть идея подписать договор о сотрудничестве Визирской и Коблевской громад с городом Южный в этом направлении. Туристический поток обеспечивает заработок, а к процессу привлечения туристов нужно подходить комплексно и рационально. Со временем необходимо получить статус курорта. Нужно начать укрепление морского берега. Существует проблема, особенно заметна в Коблево- море смывает пляжи.
При помощи берегоукрепительных работ можно сохранить и увеличить их территорию. Разработан проект этих работ в Сычавке и Коблево, а чтобы песок не смывало, будет создано специальное ограждение. Нужно подключить народных депутатов, как со стороны Одесской, так и со стороны Николаевской области, местные органы власти и ОТГ, я также готов подключиться, чтобы сообща обратиться в Министерство экологии, ускорить рассмотрение проекта министром. Это дало бы нам возможность принять участие в соответствующей государственной программе. Мы бы смогли спасти восемь километров территории курортного побережья. Берегоукрепительные работы должны проводиться не фрагментами, а полномасштабно по всей береговой линии.
- Как будет проходить процесс получения статуса курорта?
Сычавке необходимо вложить около 150 миллионов гривен, чтобы сделать водопровод и канализацию. Претендовать на статус курорта без воды и канализации - неправильно. Визирская громада достаточно благополучна - ее бюджет составляет 226 миллионов гривен. Конечно, сумму в 150 миллионов выделить сразу не получится, однако мы работаем над тем, чтоб там сделать для Сычавки насосную, потому как здесь не хватает воды в летний период. А в перспективе, вместе с областью и государством, мы будем решать эту проблему в целом. Кроме того, мы сотрудничаем с представителями громад в Молдове и Румынии по поводу получения гранта на строительство канализации в Визирке - такая работа нужна и Сычавке. Для курорта чрезвычайно важны вода, канализация, дороги и комфортные условия для работы бизнеса. Не обязательно искать иностранного инвестора, но нужно создать благоприятные условия, и тогда появятся свои, местные инвесторы. В Коблево тоже необходимо и дальше развивать инфраструктуру. Мы могли бы поддерживать друг друга в решении сходных проблем, каждый получал бы свои доходы, но вместе их можно получить больше ввиду лучших условий. Если нам удастся выстроить совместное эффективное сотрудничество, мы сможем получить и статус курорта, и обратить внимание государства на берегоукрепительные работы.
- Когда возможно документальное оформление этого сотрудничества?
Сычавка решила присоединиться к Визирской громаде. Это - хорошая новость, хорошая она и для Сычавки, и для Южного, и для Коблево. Теперь мы можем активизировать процесс запуска такого сотрудничества, обеспечив интересы каждой из сторон. Во время встречи с Владимиром Новацким, мэром Южного, мы говорили о том, что изначально необходимо создать европейское село, и постепенно двигаться навстречу друг к другу, при помощи договоров о сотрудничестве и других процессов - таких, как районирование, например. Тогда мы сможем дополнять и поддерживать друг друга, а не конфликтовать. Визирская громада, со своей стороны, давно активно сотрудничает с Сычавкой: мы помогали обустроить местную амбулаторию, содействуем в организации праздников, таких как Дни села, работаем над строительством водопровода. На данный момент сложились благоприятные условия для подготовки и подписания договора о сотрудничестве: и Южный готов идти в этом направлении, и мы, и Коблево. Вместе мы сможем решить множество вопросов, которые в одиночку нам решить не под силу.