Еще недавно имя Егора Гребенникова мало о чем говорило украинцам. Человек он непубличный, живет не в многолюдной престижной Одессе, а в селе Визирка, поближе к "ТИС". Он совладелец компании, каждый день на предприятии, поэтому желание находиться недалеко от места работы вполне объяснимо. Но это не значит, что его интересы ограничиваются лишь развитием порта.
В десятку самых влиятельных одесситов в рейтинге журнала "Новое время" Гребенников вошел не столько как бизнесмен, сколько как импакт-инвестор. Его проекты - коворкинг "Кислород" и центр социальных инициатив "Impact Hub Odessa", восстановление в 2014 году заброшенного Зеленого театра в Одессе - яркие и пока еще редкие для Украины примеры того, что в мире называют преобразующими инвестициями, или инвестициями влияния (Impaсt Investing).
Это движение появилось на Западе в 2007 году, в его основе - пересмотр традиционного принципа бизнеса "деньги ради денег" и выдвижение на первый план социально ответственного поведения инвестора.
В 2018 году общий капитал импакт-инвестиций в мире достиг 502 млрд. долларов - вдвое больше прошлогодних показателей, импакт-проекты реализуют такие глобальные гиганты, как "Apple" и "Adidas".
В Украине движение делает лишь первые шаги - помимо инициатив Егора Гребенникова у нас к импакт-проектам относят общественные рестораны "Urban Space 100" в Ивано-Франковске и "4City" в Одессе, 80% прибыли которых идут на социальные потребности этих городов.
Портал "ЛИГА" расспросил Егора Гребенникова, зачем он вкладывает в проекты, в которых получение прибыли не является главной целью, и какими принципами руководствуется при реализации этих проектов. Приводим основные тезисы из этого интервью.
Каждый инвестор сам для себя решает, какую он хочет возвратность денег, - будет она выражаться в деньгах или в социальном эффекте. В импакт-инвестировании точно нет сверхприбыли и регулярных больших дивидендов, окупаемость скромна или вовсе не гарантирована. Здесь нужно прилагать много личных усилий, но взамен вы получите драйв и ощущение, что делаете что-то очень правильное.
Элементы социального инвестирования есть почти в каждом бизнесе. Когда компания финансово более-менее встает на ноги, она вольна двигать регулятор "прибыль - социальное благо" в ту или иную сторону. Выбирать удобный формат: от грантов для развития инфраструктуры до инвестиций в прибыльные предприятия с социальной миссией. Но доступность этих инструментов сильно зависит от уровня развития некоммерческого сектора в стране.
Интересный тренд в социальных инновациях - внутреннее предпринимательство (intrapreneurship). Сотрудники внутри своих компаний предлагают инновации, которые создают позитивный социальный и зачастую экономический эффект. Основой идеи может быть любой свободный ресурс компании - от простаивающего транспорта или недозагруженных сотрудников до остатков производственных материалов. Например, работник "Nike" предложил использовать пластик вторичной переработки для подошв одной из модели кроссовок. Руководитель компании или подразделения объявляет для начала сбор подобных идей, лучшие из которых становятся регулярными программами, а инициаторы идей поощряются. Так внедряются программы "зеленого офиса", правило "выключенного света и отопления", переход с пластиковой одноразовой посуды на многоразовую. Так в масштабах страны экономятся мегаватты электроэнергии, а значит, десятки тысяч тонн угля и пластика не сжигаются, загрязняя атмосферу.
Мой первый импакт-проект "Кислород" в 2006 году создавался по наитию. В Одессе тогда не было развивающих площадок с интересным мне контентом. Я арендовал полуподвальное помещение площадью 60 м2, притащил полтысячи своих любимых книг и фильмов, проектор, стулья и электросамовар. Через месяц расписание заполнилось самодеятельными спектаклями, мастер-классами и прочим живым контентом. 60 метров было очевидно недостаточно. Вскоре арендодатель захотел продать помещение. Потом ударил финансовый кризис, и всем стало не до проекта. Но остались опыт, нетворк и мечта сделать лучше и масштабнее.
"Impact Hub Odessa" начался, когда у меня появились свободные средства. Три года я собирал лучшие практики объединяющих пространств по всему миру. В 2012-м арендовал, а затем выкупил пространство в 400 м2, бесплатно предоставил эту площадку для ивентов международным молодежным организациям "Enactus", "AISEC", "Global Shapers" и любым внятным социальным инициативам. Благодаря созданной атмосфере и сообществу стали приходить более зрелые и устойчивые проекты, готовые платить за почасовую аренду помещений. Коммерческая часть тогда позволяла оплачивать расходы некоммерческой.
Сегодня "Impact Hub Odessa" - это 1300 м2 пространства, семь регулярных программ в разных сферах, 200+ инкубированных и сопровождаемых социальных проектов, 1700 публичных событий и более 50 тыс. гостей в год. Это часть глобальной ассоциации "Impact Hub", куда входит более сотни центров социальных инноваций по всему миру.
Есть два проекта, которые я считаю самыми перспективными на сегодня. Это "Mindspot" - сеть центров развития навыков mindfulness (осознанности) и "Pro Bono Club Ukraine" - сообщества из тысяч профессионалов (маркетологов, СММ-щиков, юристов, аудиторов, HR, логистов), оказывающих бесплатную консультативную помощь социально значимым проектам. В этом году проведем в Киеве "European Pro Bono Summit", куда съедутся около 150 иностранных экспертов по pro bono и интеллектуальному волонтерству.
Зеленый театр не похож на классическое impact-инвестирование. Там нет и пока не предвидится положительной рентабельности. Зеленый театр - это ревитализация разрушенного и превращенного в свалку открытого театра в одесском парке Шевченко, построенного в 1936 году. За пять лет получилось создать самую популярную в Одессе культурно-образовательную open air площадку. Платные коммерческие мероприятия и аренда мест под продажу еды и напитков частично окупают бесплатные культурные и образовательные мероприятия. Можно окупать бесплатные мероприятия полностью, но тогда коммерческих мероприятий станет 90%. Поэтому я систематически дотирую Зеленый театр.
Размышляю о краудфандинге для выкупа театра, если владельцы согласятся продать. Психологически тяжело инвестировать в площадку в условиях неопределенности. Договор на аренду Зеленого театра продлевается ежегодно только на год.
Я трачу существенно больше, чем может себе позволить бизнесмен моей весовой категории. Так произошло постепенно и незаметно, но я не жалею. Это заставляет активнее развивать основной портовый бизнес. Споров с партнерами по "ТИС" по поводу импакт-инвестиций не бывает. Мои проекты финансируются только мною, иногда я делаю что-то совместно с иностранными фондами, например, с международным фондом "Відродження".
У каждого в "ТИС" свои взгляды на приоритетные сферы импакт-инвестирования, и каждый тратит личные дивиденды на интересные проекты. Олег Кутателадзе строит храмы и центры грузинской культуры, мой родной брат Андрей Ставницер делает такие проекты, как пространство "MORE" в Киеве, "Добрый Обед" и "Vintage Сharity Market". Вместе через компанию "ТИС" в районе порта "Південний", строим школы, детские центры и социальные магазины.
Зависимость импакт-инвестирования от государства огромна. Большую часть проектов в сфере городской среды невозможно реализовать без участия разрешительной системы и инфраструктуры государства. Ни один отечественный импакт-инвестор не заместит собой бюджет Украины, предназначенный для улучшения жизни общества. Импакт-инвесторы находят ниши, где государство неповоротливо. Они показывают, как можно сделать, используя лучшие мировые практики, задают тренд и планку. Именно так получилось с Зеленым театром. После его открытия в Одессе при участии государства построили Стамбульский парк, реставрируют Греческий, и это прекрасно.
Прокачка команды и бизнес-модели в социальном предпринимательстве может длиться несколько лет. Нужно терпение. Проекты, которые мы набирали в наш "питомник", очень разношерстые - от социальных гончарных студий до проекта первой медицинской помощи "FAST" Федора Сердюка, который быстро окреп и стал национальным. Я не берусь за проекты, если у людей нет блеска в глазах, готовности учиться и понимания дорожной карты.
По материалам "Вестник "ТИС" No 23, сентябрь 2019.