- Как у Вас возник интерес к изучению истории?
Моя заинтересованность к изучению истории сформировалась в юношеские годы, когда я еще сама была ученицей школы №3 в Березовке. Я интересовалась историей села, а потом города Березовка. Наш класс был очень активным: мы были читателями библиотеки, встречались со свидетелями исторических событий в жизни города. Позже, когда я стала учителем истории, возникла необходимость готовить к каждому уроку различные факты по истории родного края. Из года в год собирался материал, который использовался на уроках.
- Что важнее сегодня - изучать всемирную историю или историю нашего государства, своего города или села?
Украинская историческая наука стоит на трех китах: на всемирной истории, истории Украины и историческом местном краеведении. Как из зерна вырастает колос, так и наша любовь к своей семье и Родине прорастает любовью к истории и необходимости ее изучать. Все это выходит на общечеловеческий уровень, поскольку всемирная история знакомит нас с персоналиями, которые повлияли на развитие всего современного общества. Информационное общество невозможно без изучения прошлого всего человечества. Важно знать о достижениях своей страны и других народов мира.
- Какие темы среди краеведческих Ваши любимые?
Так сложилось, что все началось у меня в Першотравневом с изучения истории нашего земляка - художника Николая Кузнецова, известного как в Украине, так и далеко за ее пределами. Художественное наследие Николая Кузнецова фактически является общемировым, потому что его картины есть в музеях США, Франции, Сербии и других странах. В Степановке, возле Першотравневого, было поместье художника, его усадьба, которая досталась ему по наследству от родителей. Кстати, происхождение его рода очень интересное: мать художника - Клавдия Гавриловна - принадлежит к казацкому роду Леонтовичей, представителем которого является известный композитор, автор "Щедрика".
Николай Кузнецов увековечил на полотнах своих предков, а также историю родного края. Практически все темы с конца XIX - начала XX столетия отражены в его работах. Мы можем увидеть на картинах, какие были дома людей, их труд в поле, досуг. Каждая картина дает возможность познакомиться с каким-то фактом истории этого края.
- Помогают ли краеведческие исследования детям в изучении истории?
Конечно помогают! Когда дети знакомятся с выдающимися историческими персоналиями края, они получают замечательный образец для подражания. Старшая дочь Николая Кузнецова, Мария Николаевна Бенуа - известная актриса, танцовщица и певица, обладала очаровательным голосом. Удалось найти фонозапись тех времен - у нее была своя студия звукозаписи в Париже, и продемонстрировать ее на областном семинаре. Эти люди были представителями творческой элиты. Когда Мария Николаевна была еще маленькой девочкой, она познакомилась с известным композитором Петром Чайковским. Уже тогда она решила, что станет актрисой. Но родители решили по-своему и отдали ее в закрытый пансионат в Швейцарии, где она освоила основы многих наук и выучила иностранные языки. Вернувшись на Родину, она стала ведущей актрисой Мариинского театра и получала там лучшие роли. Это пример талантливого человека, который реализовал себя через творчество.
- Ученики принимают участие в этих исследованиях?
Особенно популярными стали отдельные акции по исследованию истории Голодомора, Второй мировой войны, когда дети сами общались со свидетелями и участниками тех событий и записывали их воспоминания. Кроме того, наши ученики участвуют в краеведческих конкурсах и исследованиях. На Всеукраинском этапе конкурса-защиты научных работ Малой академии наук наши ученики занимали призовые места. Таким образом учащиеся приобщаются к исследованиям и кропотливой работе, требующей значительных усилий. Одна наша ученица так вдохновилась изучением истории родного края, что написала прекрасную поэму, с которой победила на конкурсе юных поэтов "Живая история". Воины-освободители села Першотравневое в свое время стали нашими близкими друзьями: мы разыскали их, вели переписку и приглашали ветеранов к нам ко Дню Победы, начиная с 1988 года. Базой этой деятельности стал краеведческий музей, основанный в школе. Собранные материалы - документы, фотографии, личные вещи, которые передали ветераны и наши односельчане, хранятся в нем.
- Есть ли у Вас какие-то рекомендации школьникам по поводу их подготовки к ВНО?
Ребенка к сдаче ВНО должен готовить весь период обучения в школе. За короткий срок нельзя выучить материал с 6 по 11 классы: это огромный массив информации, куда входит множество дат и исторических фактов. Это постоянная и системная работа, которая требует труда. Обучаясь целенаправленно, выпускник достигает успехов. Некоторые наши выпускники показали высокий уровень знаний благодаря системному обучению. Когда они стали студентами высших учебных заведений, им было под силу сдать экзамены, пользуясь знаниями, полученными в нашей школе.
- Какие надежды Вы связываете с созданием Визирской объединенной громады, улучшится ли, по Вашему мнению, ситуация в образовательной сфере?
Объединение в громаду очень важно, поскольку обеспечивает перспективы социального и экономического развития края, сфер образования, медицины и культуры. Есть надежда, что планы, которые выстраивает наше руководство будут реализованы и жизнь нашей громады изменится к лучшему. Мы уже сейчас в Першотравневом ощущаем заботу и поддержку нашего учебного заведения со стороны руководства. Все это вселяет надежду и веру в лучшее. Я надеюсь, учащиеся нашей школы приумножат в будущем традиции Першотравневого УВК, станут достойной заменой нам и сделают свой вклад в успешное развитие нашей Визирской объединенной громады.
Ранее мы писали о жизни выдающегося художника Николая Кузнецова. Читайте также о посещении имения деятеля искусства школьниками Першотравневого УВК.