- Шопен в педагогике, это что значит?
У меня есть опыт уникальных уроков, которые я проводил лет 30 подряд. Каждый вступительный урок в раздел физики или в новую тему, шел в интегрированном варианте, где кроме описания того, что мы будем изучать, всегда звучала классическая музыка, шли слайды живописных картин - было установлено 4-5 одновременно работающих диа- и видеопроекторов. Учащиеся нашего ПТУ на первом же уроке, когда видели все это интеллектуальное богатство, проникались интересом ко всей теме. И мысли, которые при этом у них возникали, были не шаблонные. Помню, как в одном классе я проводил урок по оптике, в финале которого звучала "Лунная соната" Бетховена, сзади на стене была карта звездного неба - там сверкали 90 лампочек. И вот музыка закончилась, осталась минута до звонка, я говорю, "все ребята, вы свободны", а они сидят - завороженные. И начинал я все это делать в системе профтехобразования. Этот формат обучения поднимал наших ребят из ПТУ на более высокий уровень осознания мира и самих себя. Кроме того, это однозначно поднимало и авторитет самого учителя.
- Было время, когда профтехобразование казалось не нужным. В результате было сокращено количество этих образовательных учреждений. Сейчас ситуация меняется, как Вы считаете?
Ранее у нас была построена очень мощная система профтехобразования. Для поступивших в ПТУ обеспечивались бесплатные завтраки, обеды, ужины. Им выдавали форму, платили стипендию. А ведь что такое ПТУ? Это учебный корпус и мощные мастерские рядом. В ПТУ №1, где я работал, в мастерских стояли токарные станки, фрезерные и столярные. Ребята получали в полном объеме среднее образование плюс спецпредметы. За каждым училищем были закреплены базовые предприятия. Наше ПТУ курировало "Кислородмаш", который выплачивал ребятам деньги, и на 3-м курсе они проходили практику прямо на рабочих местах. А потом за ними гонялись, потому что хорошие рабочие всегда в дефиците. Позже мы на базе ПТУ №1 создали технический лицей. Вместо трех лет они там учились четыре, и затем их принимали в политех без экзаменов сразу на 2-й курс.
Я считаю, что оптимальный путь воспитания технической интеллигенции такой - школа - ПТУ- институт. Когда ребята просто после школы поступали в ВУЗ, им зачастую элементарно не хватало знаний. Многие выходцы из нашего ПТУ со временем защитили кандидатские диссертации. Система профтехобразования стране была столь необходима, что даже во время войны в 1942 году в Москве открылись курсы по подготовке мастеров производственного обучения. Со всего Союза собрали ребят на 3-месячное обучение, а потом они разъехались работать по домам. А сегодня профтехобразование находится в загоне. Но хорошо, что в Одессе есть прекрасный начальник городского управления образования Елена Валерьевна Буйневич, она не дает исчезнуть ПТУ. Раньше эти училища получали финансирование из Киева, а сейчас это перевели на местный бюджет, но ведь обучение в ПТУ обходится дороже, чем в школе. Где ж взять такие деньги?
- Расскажите, пожалуйста, про Ваши книги. Вы за всю жизнь немало написали и книг, и статей. Какая новая книга сейчас с Вами?
Эта книга - 1 том собрания моих сочинений - вышла в прошлом году. В неё вошли публикации мои и обо мне. Я, когда работал и в ПТУ, и в школе, постоянно публиковался. У меня вышло порядка 300 научно-методических статей, и все они в этой книге. Есть такой авторитетный журнал "Профтехосвіта України" и академик Неля Григорьевна Ничкало - "мощный двигатель" системы профтехобразования в Украине - периодически просит меня публиковать свои работы там. В Америке я тоже опубликовал ряд статей по профтехобразованию. В настоящее время, раз в два месяца, я провожу курсы для учителей из Херсона и Житомира. Иногда также по скайпу для черниговских педагогов читаю лекции. Я выпустил 15 книг, но все они быстро расходятся, потому что тираж их всего лишь 100 штук, и у меня осталось каждой по 1-2 экземпляра. Помогает мне в этом Алексей Алексеевич Козаченко, руководитель "Интеллектуального форума". Я решил, пока жив, выпустить все пять томов, того, что удалось написать - "Полное собрание сочинений". Первый том выходит через недели две. Второй том тоже у меня готов. Позднее я подготовлю и остальные.
Автор: Марина Жуковская.