- Наталья Степановна, Ваш отдел и управление очень важны. Расскажите, пожалуйста, чем Вы занимаетесь, откуда идут деньги в бюджет громады?
Отдел финансов, это ядро любого исполнительного органа, так как там аккумулируют средства, которые поступают в бюджет и, соответственно, планируются расходы использования этих денег. Сначала мы изучаем и анализируем налоговую базу, своих налогоплательщиков, а затем распределяем эти средства на нужды громады, согласно принятому депутатами бюджету. Также у нас в ведомстве есть направление по инвестициям и экономическому развитию. Это очень важная работа при любом бюджете. Мы будем и в дальнейшем в этом направлении работать, привлекая к нам новых инвесторов.
- Период становления громады сложный? Как он у вас проходит?
С момента создания ОТГ мы понимали, что, имея такой мощный экономический потенциал на этой территории, мы будем иметь и значительный бюджет. Мы над ним начали работать с 1 сентября в сотрудничестве с Департаментом финансов Одесской ОГА и с райотделом финансов Лиманской РГА. Мы согласовали доходную часть нашего бюджета и начали работать над расходами. Была создана рабочая группа для формирования проекта бюджета на 2020 год. Были привлечены все структурные подразделения, все учреждения, расположенные на территории громады. Этот документ был направлен в депутатский корпус. Я считаю, что это достойный бюджет, где учтены и экономический, и человеческий потенциал громады.
Мы благодарны тем предприятиям, которые расположены на нашей территории, потому что именно благодаря им мы имеем такой мощный бюджет. Это порто-промышленная зона, которая дает нам почти 80% поступлений.
- Как охарактеризовать бюджет Визирской громады в целом. На что он ориентирован?
В первую очередь, бюджетные средства были направлены на социально-экономическое развитие громады. Это составляет на сегодня 234 млн грн, из них 25 млн - это официальные трансферты. 70% нашего бюджета - это налог на доходы с физических лиц, составляет 160 млн грн. Собственные доходы - 208 млн грн. Эти средства направлены на ремонт существующих и строительство новых сетей уличного освещения, на капремонт дорожного покрытия и тому подобное. И 30% средств направлены на строительство объектов, а также на содержание и проведение ремонта инфраструктурных и жилищно-коммунальных объектов.
На развитие образования направлено 60% бюджета. Это и ремонты заведений, и заработная плата. Например, в Першотравневом УВК запланирован ремонт пищеблока и системы отопления на сумму 6 млн грн. В целом бюджет развития составляет 69 млн грн, это более 30% всего бюджета.
Имея такие поступления, мы отвечаем за эффективное использование этого бюджета. Перед предпринимателями - плательщиками налогов и перед людьми, которые выбрали эту местную власть. Теперь они должны увидеть, что такое реформа децентрализации на примере мероприятий по благоустройству и постепенному развитию инфраструктуры в селах громады.
- Что изменилось с принятием бюджета на 2020 год по сравнению с прошлым годом?
Если говорить на языке финансистов, то в 2019 году бюджеты всех трех сел составлял 62 млн грн. Сегодня, имея объединенную громаду, наш бюджет составил 234 млн грн. Это в связи с тем, что у нас появился налог на доходы физических лиц, что составляет 60% бюджета. Этого раньше не было, так как налог на доходы физических лиц отчислялся в районный, областной и, конечно, в государственный бюджеты. То есть 160 млн грн налогов с физических лиц сегодня поступают в громаду и будут направлены, в первую очередь, на развитие этой громады.
- Есть такая работа, которая порой незаметна, но очень нужна. Например, подготовка проектной документации, ну, допустим, по построению инженерных коммуникаций. На все это нужно и деньги, и время. Как это объяснить людям?
Над формированием бюджета работал не только отдел финансов, были привлечены все структурные подразделения сельсовета. Соответственно, когда депутаты приняли бюджет, началась работа по разработке проектно-сметной документации. Эта работа, конечно, незаметна. Ведь, чтобы выйти на строительство или ремонт того или иного объекта, необходимо разработать необходимую проектную документацию, которая должна пройти экспертизу, и только потом мы вправе заключить договор отношений с подрядчиком на выполнение тех или иных работ. А население уже видит сам факт, когда приехала техника, и начались соответствующие работы. Но для того, чтобы это было заметно, должны сработать все структурные отделы сельсовета. Эта работа, как правило, ведется с января по март. Также занимает много времени проведение тендерных процедур по закупкам, от одного до двух месяцев. На них, я полагаю, мы выйдем уже с июня.
- А хватает у Ваших сотрудников времени и опыта? Мне рассказывали, что они в начале и ночью иногда работали, чтобы люди получили заработную плату своевременно.
Есть у нас сегодня и кадровый голод, и большая загруженность. Но все специалисты нашего сельсовета понимают, почему мы здесь работаем. Имея такой бюджет, мы несем и большую ответственность. Мы заинтересованы в том, чтобы Визирская громада развивалась, согласно своему потенциалу. Команда у нас молодая, задорная, энергичная. Наша громада является членом Ассоциации городов Украины, мы сотрудничаем с различными фондами, с другими ОТГ в плане обмена опытом. Это не видно со стороны, но постепенно, с этими шагами мы получаем те знания и навыки, которые полезны для нашей громады. Со своей стороны, мы приложим максимум усилий для ее процветания.
- То есть сейчас период не только напряженной работы, но и обучения?
Конечно, и обучения, и становления. Сегодня даже наши семьи подошли с пониманием к тому, что порой на рабочем месте мы и до девяти вечера остаемся. В зимний период можно видеть вечером свет в окнах сельского совета, потому что мы на рабочих местах столько, сколько нужно для дела. Но это интересно, потому что мы видим результаты своей работы.
- В тех областях, в которых люди должны в первую очередь увидеть изменения - образование, медицина, социальная сфера,- как выглядит бюджет в цифрах?
По социальной сфере мы приняли программу "Милосердие в действии". Объем ее составляет 4,3 млн грн. Это различные виды помощи, которые мы предоставляем населению в трудных ситуациях. Она охватывает все социально незащищенные слои. Например, у нас инвалиды первой группы получают ежемесячно 800 грн социальной помощи. В прошлые годы бюджеты Першотравневого и Любопольского сельсоветов не позволяли им планировать такие виды помощи. А в Визирском сельсовете эта программа работает уже не первый год. Сейчас это делается во всех населенных пунктах громады.
У нас создан отдел образования, молодежи и спорта. Ему на баланс уже передано два детских сада и три учебных заведения. Сегодня педагогический состав содержится за счет субвенции из госбюджета и дополнительной дотации из областного бюджета на содержание работников обслуживающего состава. Из нашего бюджета мы дополнительно выделили средства на оплату труда педагогических работников, обслуживающего персонала, а именно - на их премирование.
По медицине мы вместе с коммунальным учреждением Центр оказания первичной медико-санитарной помощи разработали программу "Здоровье". Она, в первую очередь, направлена на приобретение лекарств, которых недостает из-за недофинансирования со стороны госбюджета на развитие общественного здоровья, на профилактику заболеваний, на стимулирование работников учреждений здравоохранения. Также у нас есть проект, который финансируется за счет субвенции из госбюджета, на строительство амбулатории. 10% к нему софинансирует громада. Сейчас на территории Визирки уже заканчивается строительство амбулатории с современным оборудованием. Дополнительно на строительство хозяйственных построек мы из бюджета выделили еще 5 млн грн. В будущем, возможно, первичная медицина перейдет в компетенцию громады, тогда будет проведена работа по получению лицензии и, я думаю, в местном бюджете поддержание надлежащего уровня местной медицины станет еще одним приоритетным направлением.
- И последнее - Ваши пожелания.
Автор: Марина Жуковская