В Европе есть города в которых проживает 600-700 тысяч людей, и у них в горсовете 15 депутатов. Есть и мегаполисы, где по 15 млн населения, а депутатов — 35 человек. В Черноморске хватило бы возможно 12 -13 депутатов. И желательно — на профессиональной основе, тогда результат был бы заметнее, считает мэр города.
Валерий Хмельнюк, Черноморский городской голова
А так нам добавили еще двух: было 36, стало 38. Поэтому, на мой взгляд, государству это надо будет еще корректировать. Важно, чтобы маховик отечественной управленческой системы не крутился так быстро, чтобы каждый год или каждые восемь месяцев не менялись, к примеру, премьер и правительство.
Он признал, что не во всём согласен с логикой нового закона, касающегося выборов в местные громады.
Валерий Хмельнюк, Черноморский городской голова
При расширении основ демократии я был бы сторонником того, чтобы большее участие в выборах принимали горожане, не только через системы партийных процессов. Бесконечные разговоры о партийном строительстве в нашей стране я слышу уже более четверти века, но пока никаких серьёзных подвижек в этом процессе так и не произошло. И заверяю — и не произойдет. Процесс партийного строительства, создания крупных полноценных политических партий, как в Соединённых Штатах Америки или Великобритании, у нас завершится не скоро, потребуется минимум 40-50 лет, если это вообще получится. Чудес не бывает, у нас сегодня сотни партий, а фактически функционируют 3-4 партии, вокруг которых и вращается вся политическая жизнь. Причем, эти партии, на мой взгляд, пока недостаточно системны, некоторые недавно созданы, другие трансформированы из одной в другую на потребу дня.
Валерий Яковлевич считает, что не у каждой из них есть ответственность за данные обещания и совершённые действия, как это принято в странах развитой демократии. Оценивая партийный спектр в прошлом и настоящем, он отмечает: что многие из партий, которые были у власти в прежние годы, сегодня далеки от лидерства в рейтингах симпатий избирателей.
Валерий Хмельнюк, Черноморский городской голова
И, увы, этот маховик продолжает работать. А кто должен сказать свое слово? Люди! Особенно, в небольших городах и громадах. Сказав, «Я знаю вот этого человека, он будет хорошим депутатом, а этот — хорошим мэром.
Система может по-разному называться — мажоритарная, «открытые» списки, «закрытые» списки — разные методики есть, когда партия выдвигает кого-то и несет за этого кандидата ответственность, но, объясняет Валерий Хмельнюк, оптимально чтоб выбирали кандидата сами люди. И чтобы он опосредованно, не в прямой зависимости от партии, нёс ответственность и перед избирателями.
Валерий Хмельнюк, Черноморский городской голова
Мы сегодня вроде бы расширяем демократические основы, выборы будут идти через партийные списки. У нас в городе, по моим прикидкам, будет максимум четыре партии, кто наберет необходимые голоса. Остальные поучаствуют для антуража. Но мы должны ориентироваться на цивилизованное общество, на развитые страны.
По его словам, только устойчивость и стабильность помогают эффективно двигаться вперед, с учетом сделанных выводов из предыдущих действий. Ну, а людям, пока вокруг такая обстановка, важно по-прежнему работать, зарабатывать, кормить свои семьи, считает городской голова.
Валерий Хмельнюк, Черноморский городской голова
Мы часто смотрим на нашу государственную систему через призму сегодняшних потребностей, не всегда понимая, что государство — это огромный, сложнейший механизм. Нужны, возможно, многие десятилетия, чтобы в нашей стране все идеи прокрутились, прижились, и выкристаллизовалась успешная демократическая традиция. А нашему государству пока всего-то чуть больше четверти века. И такой сложной государственности, как, например, в Британии, — пять столетий парламентаризма, или три столетия, как в США, — у нас никогда ранее не было. У нас пока за спиной нет такой длительной истории парламентаризма. Поэтому мы живем сейчас и нарабатываем свою историю государственности, которая может и должна стать успешной.