24 мая Президент подписал Закон относительно обеспечения права граждан на доступ к государственной регистрации актов гражданского состояния в связи с укрупнением территориальных громад (бывший законопроект 4382).
Этот достаточно простой шаг трудно переоценить. Ведь он одновременно решает ощутимую проблему и дает новые возможности громадам, считает Виктор Тимощук из Центра политико-правовых реформ, передает Децентрализация.
Проблема была связана с отсутствием полномочий в сфере ЗАГСов у бывших городов областного значения. Со дня опубликования закона все громады получили равные полномочия по регистрации рождения, брака, смерти.
Что дальше?
1. Важно, чтобы каждая громада, которая до сих пор не выполняла полномочий в сфере ЗАГСа или потеряла их после укрупнения, — взяла такие полномочия.
Для этого надо определить ответственный исполнительный орган местного совета и уполномочить должностных лиц такого органа на это направление. В том числе надо определить должностное лицо, ответственное за хранение бланков свидетельств.
2. Вторым важным шагом является обеспечение доступности услуг ЗАГСа в бывших сельских, поселковых, городских советах, вошедших в состав укрупненной территориальной громады с городами областного значения. Самым простым вариантом является полномочия старост.
Но также это могут быть администраторы ЦПАУ (на удаленных рабочих местах) или другие должностные лица исполнительных органов. Все возможности, в том числе номерные гербовые печати для достаточного количества должностных лиц законодательством предусмотрены. Следовательно, услуги ЗАГСа теперь должны вернуться во все громады и предоставляться быстро, как и до укрупнения.
ОМС могут воспользоваться рекомендациями экспертов программы «U-LEAD с Европой», где все подробно расписано, и предоставленными образцами решений (Об осуществлении полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния).
3. Также важно, чтобы эти три простые, но одновременно нужные людям услуги ЗАГСа принимали и ОМС в старых райцентрах и собственно в бывших городах областного значения, даже несмотря на существование там соответствующих подразделений Минюста. Особенно это актуально для качественного функционирования ЦПАУ. Ведь эти услуги теперь могут легко предоставляться непосредственно в ЦПАУ, без лишних передач документов и безотлагательно.
Это также открывает новые возможности ЦПАУ предоставлять комплексные услуги (группы услуг), вытекающие из таких жизненных событий как рождение, брак, смерть. Ведь из них часто вытекают и регистрация места жительства, паспортные услуги, государственные пособия и субсидии и тому подобное. Собственно с услугами ЗАГСа ЦПАУ приобретает новое качество.
4. На этом этапе сохраняется дублирование функций ОМС с Минюстом. По мере уменьшения нагрузки на органы Минюста государство сможет оптимизировать их территориальную сеть и численность.