Швейцарско-украинский проект "Поддержка децентрализации в Украине" "DESPRO" и Минрегион совместно организовали уже шестые дебаты на тему: "Зачем громадам объединяться". На дебатах опровергли пять аргументов против объединения. Поскольку объединение громад - добровольный процесс, мнения расходятся: с одной стороны, уже объединенные громады получают первые результаты работы и доказывают преимущества объединения, с другой - остаются сторонники позиции оставить "все как есть" и ждать, пока вместо них административным путем решат, как им развиваться. Противники объединения высказали пять аргументов, которые опровергли эксперты.
Аргумент 1: при существующей системе живется хорошо и сельсовету не надо ни с кем делиться деньгами.
Опровержение экспертов: предоставление ренты является нарушением принципа эффективной власти - объем средств должен соответствовать полномочиям. Полномочия главы громады значительно шире обязанностей главы сельсовета при старой системе. Бюджет громады также больше, но руководству приходится и работать больше: например, создавать Агентство местного развития и туристический кластер, писать проекты для донорских структур. Раньше можно было просто получить ренту "сверху" и распределить средства на зарплаты работникам аппарата. Объединенные громады не теряют и ренту, потому что в каждой ОТГ собственные средства сел остаются на местах. Путь громады - это формирование активного гражданина, а не обычного потребителя.
Аргумент 2: государство могло бы давать средства и селам, которые не объединились в громады, и там был бы высокий уровень жизни.
Опровержение экспертов: обычному сельсовету не под силу предоставить достойный уровень жизни на селе, сколько средств в него не вливало бы государство. Средства должны поступать в соответствии полномочиями, а при старой системе полномочия на сельском и поселковом уровне ограничиваются максимум благоустройством территории. Реформа направлена на улучшение жизни села. Когда процесс добровольного объединения завершится, государство сбалансирует систему административно-территориального устройства: к богатым населенным пунктам присоединит бедных, к городам присоединит села. На селе будет создаваться инфраструктура, и предоставляться услуги. Обычному сельсовету это не под силу без соответствующих полномочий и бюджета. А если бюджеты некоторых поселковых и сельских советов по тем или иным причинам растут, то очень часто эти средства не осваиваются, оставаясь на депозитных или казначейских счетах. Как показывает практика, создание органов местного самоуправления не спасло села от депопуляции и вымирания. Зато в ОТГ уже есть примеры, когда люди возвращаются в село, потому что в объединенных громадах появляются рабочие места и комфортная для жизни среда.
Аргумент 3: нужно создавать рабочие места, чтобы хорошо жилось, а не заниматься ненужным объединением.
Опровержение: количество рабочих мест в громадах растет, поскольку на развитие инфраструктуры поступают средства из различных источников, именно объединенная громада открывает широкие возможности для развития бизнеса. Ранее глава сельского совета был вынужден у предприятий выпрашивать деньги на содержание управленческого аппарата. Объединенным громадам уже не нужно идти к предпринимателям с протянутой рукой - в их бюджете хватает денег для различных проектов. К тому же, громады привлекают средства инвесторов на развитие.
Аргумент 4: создавать рабочие места по силам государству, а не какой-то громаде. А если государство не способно создать рабочие места, то сельсовет и подавно.
Опровержение: практика свидетельствует о том, что в громадах создаются рабочие места, а роль государства заключается в организации бюджетных отношений таким образом, чтобы создание рабочих мест было выгодным инвесторам. Бизнес начинается там, где есть необходимое количество населения и комфортные условия. Первое требование для создания громады - количество населения в 5 тыс. человек, и это не случайно, ведь бизнесу нужны как работники, так и потребители - жители. Кроме того, залог успешного развития бизнеса - снятие ненужных административных барьеров. При старой системе, чтобы построить завод в городке, инвестору нужно было договариваться с главой райгосадминистрации, с главой районного совета, с городским главой, а также иногда и с главой села, с которым будет граничить предприятие. Объединенные громады более привлекательны для бизнеса, поскольку у них есть полномочия, территория и необходимое количество населения. ОТГ сейчас начинают заниматься развивающими проектами, которые имеют добавленную стоимость.
Государство создало инструмент для обогащения громад и одновременно для увеличения количества рабочих мест, но для того, чтобы воспользоваться им, нужно объединиться. Города областного значения и объединенные громады заинтересованы в увеличении рабочих мест, потому что от этого растут и поступления от налогов, 60% которых остается на местах.
Аргумент 5: реформа нужна только городам областного значения, потому что они будут получать огромные средства.
Опровержение: 60% налога на доходы физических лиц получают не только города областного значения, но и объединенные территориальные громады. Благодаря объединению любой, даже самый маленький сельсовет, сможет получить статус города областного значения.
Итак, опыт действующих громад показал, что участвовать в реформе можно и нужно, а власть государство дает тем, кто ее достоин.
По материалам инициативы "Децентрализация".