Советская модель жесткой вертикали, построенная на «указаниях сверху», долгое время демонстрировала притворную управляемость, однако в итоге оказалась совершенно недееспособной, в отличие от децентрализации. Благодаря которой громады получили больше ответственности, полномочий и финансовых ресурсов. Начался планомерный процесс передачи данных на места и основного пакета публичных услуг, ключевой идеей которых стала повсеместная доступность. Важное значение в процессе реализации повсеместности и доступности государственных услуг отводится институту старосты, передает «Децентрализация».
Старосты (войты) с разными полномочиями (вплоть до судопроизводства) в разное время существовали на украинских землях. Это европейская форма низового самоуправления, смысл которой заложен в самом названии. «Войт», как и «адвокат» происходит от латинского «vocatus». По большому счету староста — это некий адвокат жителей своего округа.
Поставить остановку в селе, отремонтировать кладку через ров, устранить угрозу для общественного спокойствия — это делает староста разными способами, предоставленными ему законодательством. Задача старосты — обеспечить развитие и представить интересы всех жителей громады.
Значительное расширение полномочий старост стало возможным благодаря закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по развитию института старост», который летом подписал президент Украины Владимир Зеленский. Документом предусмотрено правовое регулирование образования старостинских округов и деятельности их руководителей.
Именно староста является низовым звеном, которое занимается потребностями каждого жителя в рамках жизнедеятельности громады. Они имеют право участвовать в заседаниях совета или исполкома, выступать на них с предложениями и замечаниями. Приобщаться к разработке бюджета или стратегии тергромад других проектов решений совета и исполкома (в рамках старостинского округа). По решению совета старосты могут оказывать административные услуги и осуществлять контроль использования коммунального имущества.
Благодаря проекту Минрегиона и МВД совместно с Нацполицией «Полицейский офицер громады», старосты могут стать помощниками офицеров полиции.
То есть староста — это некий завхоз с определенным набором политических функций и функций безопасности, человек, который работает на инфраструктуру и развитие старостинского округа, и у которой люди, при необходимости, могут на месте оформить базовые документы.
Похожая форма местного самоуправления уже функционировала в Украине раньше, она существует сейчас в Польше. Именно польская модель во многом была примером для нашей страны, хотя и с некоторыми отличиями.
Например, в Польше у соответствующего нашего старосты — солтиса — нет зарплаты, его доход — это процент от налога на землю, который он собирает.
Солтис имеет право работать где угодно, а наш староста, по закону, является должностным лицом местного самоуправления, и поэтому имеет возможность при необходимости осуществлять только преподавательскую, научную или творческую деятельность.
Учитывая прогнозные количественные показатели после создания всех старостинских округов, стране понадобится около девяти тысяч старост. После завершения административной части трансформации страны в рамках децентрализации должность старосты станет важным звеном в коммуникации между жителями громады, ее органами местного самоуправления и государством. По сути староста станет отправной точкой всей реформы, главный смысл которой — построить страну комфорта для всех.
Напомним, что на счета громад поступило 22,03 млрд грн субвенции для компенсации разницы в тарифах, направляемой на погашение задолженности.