Децентрализацией в конституционном праве называется процесс передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов государства. Для Украины проблема децентрализации власти остается важнейшим для успешности демократических преобразований. В середине прошлого века тема децентрализации была едва ли не самой актуальной политико-правовой темой в мире. Начиная широкую демократизацию государственной и общественной жизни, Украина опирается на удачный опыт мировых держав.
Выделяют две противоположные модели, описывающие отношения внутри государства - модели партнерства и посредничества. Они связаны с историей возникновения государства. Например, государства, которые были образованы путем объединения отдельных сообществ для взаимной помощи и защиты (в частности, Швейцария, Нидерланды, Англия, США), тяготеют к модели партнерства. Для такой модели характерно понимание местной власти как ограниченного самовыражения сообщества, как механизма достижения интересов граждан отдельной местности. А это, в свою очередь, требует доступности местной власти для каждого гражданина, то есть большое количество местных союзов - более 3000 муниципалитетов в Швейцарии или более чем 80 000 местных органов власти в США.
Удачный пример положительного влияния децентрализации на качество функционирования всей государственной системы и даже на глобальную конкурентоспособность страны - США. Национальный Совет и государственное законодательство страны руководствуются следующим концептуальным положением: до тех пор, пока не возникли веские основания для противоположного, все проблемы должны решаться на самом низком уровне управления, на том, на котором они могут быть решены.
После украинского выбора в пользу европейской интеграционной модели, образцом для децентрализации в Украине была выбрана именно польская модель. Польской власти удалось мобилизовать общество на изменение системы для проведения глубокой трансформации государственного управления.
Чтобы достичь подлинной децентрализации власти Польша работала долго. Более десяти лет ушло на разработку плана. Но эффекты от преобразований в стране видно всем. Сами поляки говорят, что децентрализация власти все еще продолжается. Если коротко, суть реформы местного самоуправления в Польше состоит в укрупнении общин и передачи власти на места. Польские органы самоуправления самостоятельно распоряжаются всеми своими средствами и несут за это полную ответственность. Именно на местах решают, на что потратить бюджетные деньги - на ремонт дорог, больниц, школ или другие цели. Объединение маленьких сел в гмины (административно-территориальные единицы, в среднем насчитывают 5-8 тысяч человек) способствовало лучшему наполнению местных бюджетов.
Если в 1990 году разница ВВП на душу населения в Польше и Украине составляла $ 124, то за 25 лет этот разрыв достиг $ 10 тыс. 553. В рейтинге Международного валютного фонда по итогам 2015 года Польша занимала 54-е место, а Украина - 133-е, из 186-ти сравниваемых стран.
Интересен опыт децентрализации в других европейских странах. Подробнее об этом в следующих статьях.