Редакция нашего издания обратилась в Одесское областное территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины с рядом вопросов. В частности, как АМКУ может регулировать цены в условиях карантина? Например, на те же маски или на хлеб, если торговцы необоснованно поднимают его стоимость. Как на это можно влиять? Какая ответственность предусмотрена за нарушения? Каким образом ведомство об этом должно узнать?
Согласно ответу, одним из возможных инструментов Комитета по формированию и реализации конкурентной политики является адвокатирование конкуренции. Проще говоря, донесение, в частности, до органов местного самоуправления, понимания необходимости соблюдения конкурентного законодательства, поскольку именно их решения могут непосредственно влиять на конкуренцию на соответствующих региональных рынках.
В частности, это касается решений, реализация которых приводит к оказанию отдельным аптечным заведениям преимуществ в осуществлении их хозяйственной деятельности по сравнению с другими. Однако полномочия Государственной инспекции по контролю цен в настоящее время принадлежат Госпродпотребслужбе Украины и их территориальным органам, подчеркивается в ответе ведомства. На рынке розничной торговли фармацевтическими товарами и изделиями медицинского назначения в регионе Одесское отделение АМКУ осуществляет контроль конкуренции. В частности, по соблюдению законодательства о защите экономической конкуренции субъектами хозяйствования, поведение которых может повлиять на рост потребительских цен на товары. В данном случае, речь о товарах, необходимых при повышении уровня заболеваемости гриппом и ОРВИ (медицинские маски, жаропонижающие и противовирусные препараты). Как подчеркивается в документе, в марте Одесское отделение АМКУ предоставило обязательные для рассмотрения рекомендации 50 аптечным заведениям региона по воздержанию от установления на упомянутые товары розничных цен, превышающих экономически обоснованный их уровень.
Сотрудники отделения АМКУ проводят ежедневный и еженедельный мониторинг цен на основные группы пищевых продуктов и лекарственных средств в крупнейших учреждениях пищевого ритейла и сетях аптек региона, отмечается в ответе ведомства.
За нарушение Закона "О защите экономической конкуренции" предусмотрены штрафы. Размер штрафа, в зависимости от пункта ст. 50 этого закона, может составлять от одного до десяти процентов дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф. При наличии незаконно полученной прибыли, превышающей десять процентов указанного дохода (выручки), штраф налагается в размере, не превышающем тройного размера незаконно полученной прибыли.