Шведский опыт по децентрализации власти. Полезен ли он для Украины?
Королевство Швеция:
• унитарное государство;
• конституционная монархия;
• госаппарат: около 17% - центральные, 23% - региональные и 60% - муниципальные органы власти;
• исполнительная власть в государстве - Кабинет Министров (формируется парламентом);
• всего в стране 290 муниципалитетов (коммун), которыми управляют местные советы, 21 муниципальный округ (лен), управляемые ландстингами и четыре региональных совета. Стокгольм выделен в самостоятельную административную единицу, приравненную к лену.
Швеция поддерживает скандинавскую модель системы социального обеспечения, предоставляя своим гражданам обязательное медицинское страхование и высшее образование. Швеция занимает восьмое место в мире в списке стран с самым высоким номинальным ВВП на душу населения и очень высокие места в других рейтингах по качеству жизни, здоровья, образования, защиты общественных и политических прав, конкурентоспособности, равенства, процветания и человеческого развития. Швеция является членом Европейского Союза, с 1 января 1995 года.
Эта скандинавская страна смогла найти оптимальную модель развития, которая позволяет структурам местной власти проводить общую для всей страны государственную политику, обеспечивать общегосударственные и местные интересы, не ограничивая инициативу на местах, внедрять эффективное местное управление в населенных пунктах. Поэтому, мы считаем Швецию хорошим примером европейской демократической практики реформирования государственного управления.Исследование функционирования системы самоуправления в Швеции позволяет очертить возможные пути развития и совершенствования местного самоуправления для Украины, учитывая начатую реформу децентрализации власти.
Швеция - одна из пяти стран, которая финансирует создание 600 Центров предоставления админуслуг в Украине в рамках Программы "U-LEAD с Европой". Спикер по Политике сплоченности и территориального развития Совета европейских муниципалитетов и регионов, член Совета Ассоциации местных органов власти и регионов Швеции (SALAR) Карола Гуннарссон отметила, что Швеция будет и в дальнейшем активно поддерживать Украину на пути децентрализационных преобразований.После Второй Мировой войны в Швеции насчитывалось более 2000 местных коммун, большинство из которых испытывали недостаток средств и были финансово несостоятельными. Однако, благодаря реформе децентрализации, которая началась в 1971 году и продолжается до сих пор, стране удалось выстроить оптимальную модель развития по образцу британской, не ограничивая местную инициативу и внедряя эффективное местное самоуправление.
Основные направления децентрализационных преобразований были такими:
• оптимизация, упорядочение и изменение принципов деятельности и функций органов исполнительной власти;
• повышение эффективности работы государственных органов;
• совершенствование системы отношений государства с органами местного самоуправления.
Сегодня на государственном уровне вопросы местного управления решают: парламент, правительство и специализированные государственные агентства. К их компетенции относятся сферы охраны общественного порядка, обороны, строительства дорог национального уровня и тому подобное.Органы местного самоуправления действуют по принципу субсидиарности, согласно которому шведские коммуны имеют два вида полномочий: общей компетенции, в рамках закона о местном управлении, и те, что предоставляются специальным законодательством.
Первые касаются жизни населения и не входят в вышеуказанный перечень общегосударственных (общественный транспорт, культурное развитие, организация досуга граждан, благоустройство территорий, использования земель и т.д.). Вторые - это полномочия, которые передаются для решения с регионального уровня на местный (социальное обеспечение, аварийные службы, охрана окружающей среды и т. д.).Местное самоуправление муниципального уровня представлено муниципальным советом, которое формирует свои исполнительные органы.
Швеция в настоящее время имеет четыре типа органов местного самоуправления:
• светские "первичные муниципалитеты", которые в быту называют просто муниципалитетами;
• светские "вторичные муниципалитеты", которые, в основном, называют окружными советами;
• территориальные единицы церкви, известные как приходы;
• региональные территориальные единицы церкви, известные как епархиальные объединения. Выборы в местные органы происходят одновременно с общегосударственными в парламент - риксдаг - на четырехлетний срок.
Право участвовать в выборах в муниципальные и окружных советов имеет каждый шведский подданный, постоянно проживающий на территории подчиненной определенному муниципалитета или ландстингу и на день выборов имеет полных 18 лет. Учитывая исторические традиции, право голоса имеют также граждане Исландии и Норвегии, граждане других государств - членов ЕС. Остальные иностранные граждане имеют право голоса, если они проживают в Швеции не менее трех лет подряд до выборов. Для шведской системы местного самоуправления характерна европейская модель "совет - менеджер", при которой мэр, избранный муниципальным советом, не обладает реальной властью, которая принадлежит назначаемому профессиональному чиновнику - менеджеру. Он самостоятельно формирует исполнительный аппарат, разрабатывает программу его деятельности и контролирует ее реализацию. Таким менеджером в Швеции является губернатор, назначаемый правительством, без установления фиксированного срока правления. Он контролирует различные периферийные службы центральных ведомств, полицейское управление области, представительные местные органы.
Источники доходов муниципальных образований в Швеции:
• налоги, ставки для которых определяют органы местного самоуправления, в то время как государство устанавливает лишь их пределы;
• государственные субсидии, дотации для выравнивания финансовых показателей или реализации определенных задач;
• местные займы;
• средства, которые платят граждане за услуги и тому подобное. Для Украины наиболее приемлемым является опыт децентрализации в Швеции в политической и финансовой сферах.
Политическая:
• система представительства государственной власти, действующая на общественных началах;
• участие в политическом процессе нижнего уровня управления - введение горизонтального управления с полномочиями и ответственностью, которые присущи конкретным территориальным уровням власти.
Финансовая:
• финансовая автономия муниципальных образований, где главным источником доходов являются налоги, ставки которых определяет само общество;
• организация надзора и контроля за деятельностью органов местного самоуправления. В стране действует ассоциация шведских общин - SALAR, которая объединяет все органы местного самоуправления Швеции (290 муниципалитетов) и, фактически, является крупнейшим профсоюзом в стране. Использование опыта децентрализации в Швеции, с учетом особенностей государственного управления в Украине, может дать возможность обеспечить как общегосударственные, так и местные интересы громад в нашей стране в оптимальном соотношении.
Шведская модель реформы по децентрализации власти очень удачна, особенно учитывая ее финансовую составляющую. Важно то, что сложившиеся громады, имеют большую самостоятельность в планировании и использовании доходов своего бюджета. Этот опыт нам нужно изучать и использовать во время воплощения реформы децентрализации власти в Украине, - считает Александр Токменинов, председатель Визирского сельсовета Лиманского района Одесской области.