Недавно в парламенте Минрегион представил свое видение реформы районного (субрегионального) уровня местного самоуправления. По расчетам Министерства, вместо 490 действующих районов должно быть создано 102 новых - более способных и эффективных. Окончательные решения будет принимать Верховная Рада в законах, разработанных по результатам консультаций экспертов и чиновников с представителями громад, районов и областей. Так зачем же реформировать районы?
Первое. Все меньше оснований имеют районы для общего представления интересов громад. До реформы почти каждый район состоял из десятков сельских, поселковых, городских советов. Итак районам, теоретически, было чьи общие интересы представлять. Но в ходе децентрализации на всей или большей территории многих районов сформировались объединены громады, которые получили почти все полномочия районных госадминистраций и районных советов и вышли из-под их подчинения. Конечно, возникает вопрос эффективности таких районов.
Второе. Ресурсы на уровне районов используются нерационально. Третье. Районы не координируют территориальные подразделения центральных органов исполнительной власти.
Четвертое. Районы больше не будут заниматься вторичным звеном медицины. Медицинская реформа, которая продолжается в Украине, предусматривает, что с 2020 года больницы, которые сейчас являются районными, будут получать средства из госбюджета через Национальную службу здоровья Украины.
Пятое. Услуг, по которым людям нужно будет ехать "в район" не останется. Большинство услуг уже сейчас люди могут получать не в районе, а в громадах, в том числе - в Центрах предоставления административных услуг. Когда способные громады будут покрывать всю территорию страны, ехать в район людям незачем.
И последнее, шестое. Слишком измельченный районный уровень. В Украине 490 районов. В некоторых из них количество жителей - менее 10 тысяч. Такие районы неэффективны ни с экономической, ни с управленческой точки зрения.
Территория новых районов должна быть компактной, географически целостной и связной. Численность населения района должен составлять не менее 150 тыс. человек. Центрами новых районов в первую очередь станут города - областные центры, а также города с населением не менее 50 тыс. человек, если они расположены на расстоянии не ближе 30 километров от черты города - областного центра. Зона доступности центров новых районов - не более 60 километров по автомобильным дорогам. На территориях, вне зоны доступности этих 60 км., районными центрами предлагают определять населенные пункты, где проживает не менее 10 тыс. человек.
Чтобы завершить формирование эффективной децентрализованной системы местного самоуправления в стране, надо очередные местные выборы осенью 2020 года провести на новой территориальной основе громад и районов. Для этого максимум до лета 2020 года должны быть приняты все необходимые законы и правительственные решения.
По материалам "Децентрализации".