» » Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог

Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог

Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог

  Среди множества реформ, децентрализация и развитие местного самоуправления в Украине занимают особое место. Изучение и анализ опыта стран с аналогичным потенциалом помогает определять свои перспективы, не повторяя чужие ошибки.
  Например, стартовые возможности Украины и Польши в этом процессе были во многом идентичны. И если в 1990 году разница ВВП, на душу населения, в Польше и Украине составляла 124 долларов, то через 25 лет этот разрыв вырос до цифры 10553 долларов. В рейтинге Международного валютного фонда, по итогам 2015 года, Польша занимала 54 место, а Украина была 133 из 186 сравниваемых стран. Почему же страны-соседи с практически одинаковым стартовым социально-экономическим потенциалом через четверть века получили кардинально разные показатели?Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.
  В Польше власти удалось мобилизировать общество на изменение системы для проведения глубокой трансформации системы государственного управления. А в Украине сформировавшаяся система политической власти использовала доступ к государственному бюджету лишь для собственного обогащения за счет концентрации власти и перераспределения доступных ей ресурсов.
  Еще один пример - до старта реформы децентрализации в Украине "Укравтодор" отвечал за огромную сеть автодорог, протяженностью 170 тысяч километров. Вполне очевидно, что качественно обслуживать магистрали в таких масштабах было нереально. Нигде в мире центр управления такой огромной сетью дорог никогда не сосредотачивался в одной точке. Теперь, со стартом децентрализации, "Укравтодор" отвечает лишь за часть системы - это 50 тысяч км. дорог. В Польше из 300 тысяч км. дорог центральная власть, то есть правительство, отвечает только за 90 тысяч. Остальная дорожная инфраструктура - это уже сфера ответственности местной власти. На пике инвестирования, в 2011-2013 годах, на развитие дорог Польша тратила, в пересчете на украинскую денежную единицу, свыше 100 млрд. грн ежегодно.Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.
  После 2007 года, когда к власти пришло правительство Туска, наступил период стабильности. Именно тогда особенно активно создавалась инфраструктура: строились дороги, стадионы, железные дороги, аэропорты, морские порты, школы, больницы. Качество жизни поляков возросло. Для Польши стабильность стала решающим фактором. В соседней с Украиной стране прекратились политические распри, политики сумели договориться о сотрудничестве в различных сферах. В частности - в вопросе развития инфраструктуры, поскольку дороги важны для всех: и для политиков, и для избирателей.Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.
  Суть реформы местного самоуправления в Польше состояла в укрупнении громад и передачи власти на места. Польские органы самоуправления самостоятельно распоряжаются всеми своими средствами, и несут за это полную ответственность. Именно на местах решают, на что потратить бюджетные деньги - на ремонт дороги, больницы, школы или на другие цели. Укрупнение - это когда несколько маленьких сел были объединены в гмину - административно-территориальную единицу, которая в среднем насчитывает 5-8 тысяч жителей, - способствовало лучшему наполнению местных бюджетов. Но для этого пришлось потрудиться - не везде жители маленьких местечек шли на объединение добровольно.
  В начале своего пути поляки разработали "дорожную карту" децентрализации. В 1990 году они изменили более 90 законов, касающихся развития самоуправления, порядка распределения финансов, передачи земли, государственного имущества и т. д. Первым и решающим шагом на пути децентрализации стали выборы в местное самоуправление нижнего уровня - гмины. Создание через девять лет второго - повятов (районов) - и третьего - воеводств (областей) - уровней местного самоуправления потребовало принятия еще 150 новых законов.
Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.
  Так была ликвидирована монополия центральной власти, госсобственности и единой бюджетной политики. Лишь после проведения реформы децентрализации жители почувствовали, что сами могут влиять на жизнь в своей территориальной громаде. Люди увидели, как вокруг реально стала изменяться транспортная и социальная инфраструктуры, причем местная власть их пожелания стала слышать, а мнение учитывать. Такая демократическая система управления стала намного эффективнее прежней бюрократической системы. В законах четко прописаны полномочия власти на местах и задачи, которые решает местное самоуправление. При этом каждая его единица имеет свой отдельный бюджет, независимый от бюджета всей страны. Прозрачность публичных финансов и гласность принятия сметы общественных расходов минимизирует коррупцию.Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.
  Так, поляки местному самоуправлению сразу отдали 40% всех бюджетных средств, а сейчас в его распоряжении уже 60%. Прежде чем эти люди потратят каждый злотый, они серьезно взвесят и определят, как эффективно распорядиться имеющимися активами. Мало того, они еще и проконтролируют, как органы местного самоуправления израсходуют полученные средства. Польская гмина имеет статус юридического лица, что коренным образом изменило ее отношения с центральной властью. Благодаря децентрализации в Польше были фактически ликвидированы основные монополии. Опыт польской демократии показал, что по собственной воле никакая власть, даже если она заявляет, что хочет реформ, не желает делиться ресурсами и своими полномочиями. Лишь тогда, когда люди организуются и начнут требовать реальной децентрализации, власть станет работать в этом направлении, учитывая, что граждане страны - первичны.Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.
  Сейчас отношения между гминами в Польше строятся на экономически взаимовыгодных условиях. Объединяя свои ресурсы, громады более эффективно используют местные бюджеты. От рационального взаимодействия соседних гмин выигрывают все: налицо экономия бюджетных средств, а люди получают более качественные услуги.Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.
  Польша уже прошла определенный путь децентрализации и развития местного самоуправления. Она своим примером показала, что такую реформу можно осуществить. Необходимы политическая воля, поддержка общества и эксперты-профессионалы. Сами поляки говорят, что децентрализация власти у них все еще продолжается. Но путь длиной в более чем четверть века уже принес им свои ощутимые результаты.

  По материалам: "КП в Україні", "Паралель Медіа", delo.ua.

Друк
Формирование ОТГ в Лиманском районе внесет изменения в работу внешкольных заведений начального музыкального образования (фото)17:00
29 мая
Лиманская центральная районная больница получила 1500 экспресс тестов16:00
29 мая
Председатель Одесской ОГА не вышел: жители Сычавки приехали в Одессу за ответами (фото)15:27
29 мая
Жители Сычавки вышли на митинг в знак протеста (фото)14:33
29 мая
Оксана Третьякова: "Спуск к лиману в селе Кордон - не просто мечта, а необходимость" (фото)13:00
29 мая
Прием и отправка грузов – дело ответственное12:00
29 мая
На ремонт спортзала Доброславской ДЮСШ выделено около 1,5 млн гривен (фото)11:00
29 мая
797 вагонов - новый рекорд по выгрузке установили на ТИС-УГОЛЬ10:00
29 мая
Скажем "НЕТ" оплате в конвертах. Виталий Кутателадзе: "Мы хотим, чтобы сотрудники компании ТИС получали достойный заработок" (фото)15:45
28 мая
В Визирской громаде летних лагерей при школе в этом году - не будет14:47
28 мая
Квартира для сироты. В Курисовом еще один ребенок-сирота получил собственное жилье14:01
28 мая
Острые вопросы для чиновника: в Красносельской ОТГ состоялась пресс-конференция с участием молодых репортеров (фото)13:18
28 мая
Женский взгляд на закон. Лариса Димова о работе в юридическом департаменте ТИС12:00
28 мая
Готовились дистанционно, а сдавать экзамены будут вживую. В Визирской ОТГ школьники готовятся к ВНО11:00
28 мая
Олег Кутателадзе: "Проведение очередных выборов в новообразованных ОТГ согласно действующему законодательству Украины в 2020 году невозможно"10:00
28 мая
Возобновлено движение транспорта между селами Визирской ОТГ и Лиманским районом (фото)16:48
27 мая
Сдать экзамены и поступить онлайн. Петровский аграрный колледж приглашает абитуриентов (фото)15:38
27 мая
Оксана Третьякова: "Масштабных проектов с Визиркой еще не было, но в помощи не отказывают"13:29
27 мая
Опыт ТИСа в сфере противодействия мошенничеству заинтересовал западных экспертов12:12
27 мая
В сервисный центр МВД в Доброславе обращается более 50 человек ежедневно (фото)11:12
27 мая
Живописный водоем: в селе Иваново появилась будущая туристическая изюминка (фото)10:27
27 мая
Оксана Третьякова: "Я знаю, что обратившись к "Команде развития" можно получить любую помощь"16:00
26 мая
В Фонтанке ремонтируют дорогу и детские площадки (фото)14:50
26 мая
Петровский аграрный колледж проведет День открытых дверей (фото)14:22
26 мая
Королева стафировки. Елена Константинова, специалист по организации и проведению стафировочных работ13:11
26 мая
TOP