Архив
Июль 2025 (11)
Июнь 2025 (47)
Май 2025 (63)
Апрель 2025 (50)
Март 2025 (51)
Февраль 2025 (50)
ЛАН » Главные события дня » Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог

Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог

Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог

  Среди множества реформ, децентрализация и развитие местного самоуправления в Украине занимают особое место. Изучение и анализ опыта стран с аналогичным потенциалом помогает определять свои перспективы, не повторяя чужие ошибки.
  Например, стартовые возможности Украины и Польши в этом процессе были во многом идентичны. И если в 1990 году разница ВВП, на душу населения, в Польше и Украине составляла 124 долларов, то через 25 лет этот разрыв вырос до цифры 10553 долларов. В рейтинге Международного валютного фонда, по итогам 2015 года, Польша занимала 54 место, а Украина была 133 из 186 сравниваемых стран. Почему же страны-соседи с практически одинаковым стартовым социально-экономическим потенциалом через четверть века получили кардинально разные показатели?Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.
  В Польше власти удалось мобилизировать общество на изменение системы для проведения глубокой трансформации системы государственного управления. А в Украине сформировавшаяся система политической власти использовала доступ к государственному бюджету лишь для собственного обогащения за счет концентрации власти и перераспределения доступных ей ресурсов.
  Еще один пример - до старта реформы децентрализации в Украине "Укравтодор" отвечал за огромную сеть автодорог, протяженностью 170 тысяч километров. Вполне очевидно, что качественно обслуживать магистрали в таких масштабах было нереально. Нигде в мире центр управления такой огромной сетью дорог никогда не сосредотачивался в одной точке. Теперь, со стартом децентрализации, "Укравтодор" отвечает лишь за часть системы - это 50 тысяч км. дорог. В Польше из 300 тысяч км. дорог центральная власть, то есть правительство, отвечает только за 90 тысяч. Остальная дорожная инфраструктура - это уже сфера ответственности местной власти. На пике инвестирования, в 2011-2013 годах, на развитие дорог Польша тратила, в пересчете на украинскую денежную единицу, свыше 100 млрд. грн ежегодно.Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.
  После 2007 года, когда к власти пришло правительство Туска, наступил период стабильности. Именно тогда особенно активно создавалась инфраструктура: строились дороги, стадионы, железные дороги, аэропорты, морские порты, школы, больницы. Качество жизни поляков возросло. Для Польши стабильность стала решающим фактором. В соседней с Украиной стране прекратились политические распри, политики сумели договориться о сотрудничестве в различных сферах. В частности - в вопросе развития инфраструктуры, поскольку дороги важны для всех: и для политиков, и для избирателей.Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.
  Суть реформы местного самоуправления в Польше состояла в укрупнении громад и передачи власти на места. Польские органы самоуправления самостоятельно распоряжаются всеми своими средствами, и несут за это полную ответственность. Именно на местах решают, на что потратить бюджетные деньги - на ремонт дороги, больницы, школы или на другие цели. Укрупнение - это когда несколько маленьких сел были объединены в гмину - административно-территориальную единицу, которая в среднем насчитывает 5-8 тысяч жителей, - способствовало лучшему наполнению местных бюджетов. Но для этого пришлось потрудиться - не везде жители маленьких местечек шли на объединение добровольно.
  В начале своего пути поляки разработали "дорожную карту" децентрализации. В 1990 году они изменили более 90 законов, касающихся развития самоуправления, порядка распределения финансов, передачи земли, государственного имущества и т. д. Первым и решающим шагом на пути децентрализации стали выборы в местное самоуправление нижнего уровня - гмины. Создание через девять лет второго - повятов (районов) - и третьего - воеводств (областей) - уровней местного самоуправления потребовало принятия еще 150 новых законов.
Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.
  Так была ликвидирована монополия центральной власти, госсобственности и единой бюджетной политики. Лишь после проведения реформы децентрализации жители почувствовали, что сами могут влиять на жизнь в своей территориальной громаде. Люди увидели, как вокруг реально стала изменяться транспортная и социальная инфраструктуры, причем местная власть их пожелания стала слышать, а мнение учитывать. Такая демократическая система управления стала намного эффективнее прежней бюрократической системы. В законах четко прописаны полномочия власти на местах и задачи, которые решает местное самоуправление. При этом каждая его единица имеет свой отдельный бюджет, независимый от бюджета всей страны. Прозрачность публичных финансов и гласность принятия сметы общественных расходов минимизирует коррупцию.Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.
  Так, поляки местному самоуправлению сразу отдали 40% всех бюджетных средств, а сейчас в его распоряжении уже 60%. Прежде чем эти люди потратят каждый злотый, они серьезно взвесят и определят, как эффективно распорядиться имеющимися активами. Мало того, они еще и проконтролируют, как органы местного самоуправления израсходуют полученные средства. Польская гмина имеет статус юридического лица, что коренным образом изменило ее отношения с центральной властью. Благодаря децентрализации в Польше были фактически ликвидированы основные монополии. Опыт польской демократии показал, что по собственной воле никакая власть, даже если она заявляет, что хочет реформ, не желает делиться ресурсами и своими полномочиями. Лишь тогда, когда люди организуются и начнут требовать реальной децентрализации, власть станет работать в этом направлении, учитывая, что граждане страны - первичны.Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.
  Сейчас отношения между гминами в Польше строятся на экономически взаимовыгодных условиях. Объединяя свои ресурсы, громады более эффективно используют местные бюджеты. От рационального взаимодействия соседних гмин выигрывают все: налицо экономия бюджетных средств, а люди получают более качественные услуги.Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.Опыт децентрализации в Польше: политика в сфере местного самоуправления, бюджета и строительства дорог.  Фото из открытых источников.
  Польша уже прошла определенный путь децентрализации и развития местного самоуправления. Она своим примером показала, что такую реформу можно осуществить. Необходимы политическая воля, поддержка общества и эксперты-профессионалы. Сами поляки говорят, что децентрализация власти у них все еще продолжается. Но путь длиной в более чем четверть века уже принес им свои ощутимые результаты.

  По материалам: "КП в Україні", "Паралель Медіа", delo.ua.

Друк
Похожие новости:
ЮНИСЕФ поддерживает библиотеки Визирской громады: новые материалы для психосоциальной помощи12:31
04 июл
Безопасность громады: деятельность полицейского офицера Василия Чернюка в Визирской СТГ (фото)09:08
04 июл
Визирская громада чтит память Николая Зайцева: три года со дня гибели военного14:00
03 июл
Офицер Визирской громады рассказал о работе полиции в условиях войны (видео)13:35
03 июл
В Причерноморском состоялся концерт оркестра 11 бригады Нацгвардии Украины (фото)11:43
03 июл
На Тилигуле в Визирской СТГ в птичьих семьях появились птенцы (фото)11:11
03 июл
Как работает военный оркестр 28 ОМБр во время войны (видео)12:00
02 июл
На сессии Визирского сельсовета приняли ключевые решения для развития громады (видео)10:00
02 июл
Музыка исцеляет души: культурная миссия военного оркестра 28 ОМБр (фото)12:24
01 июл
Важные изменения для Визирской громады: итоги внеочередной сессии сельсовета (фото)11:10
01 июл
В Причерноморском продолжают проект по художественному оформлению автобусных остановок (видео)10:00
01 июл
В Визирской СТГ провели ряд патриотических мероприятий ко Дню Конституции Украины (фото)13:02
30 июн
В Визирской громаде отметили День Конституции Украины (фото)11:10
30 июн
Причерноморское: от обычных остановок до ярких фотозон (фото)10:20
30 июн
В Визирском сельсовете состоялось заседание исполкома (видео)13:33
27 июн
Исполком Визирского сельсовета: благоустройство, безопасное образование и социальная поддержка граждан (фото)12:01
27 июн
В Визирской громаде состоятся концерты ко Дню Конституции Украины15:57
26 июн
В Причерноморском лицее состоялся концерт к завершению смены летнего лагеря «Энергия лета» (фото)10:00
26 июн
Безопасное лето в Визирской СТГ: общая ответственность за чистоту и порядок20:21
25 июн
Анастасия Максимова: о реализации проекта «Культура без барьеров» в Визирской СТГ (видео)19:58
25 июн
Летний детский лагерь в Визирском лицее объединил школьников громады (видео)10:00
24 июн
В Визирской громаде отметили выпускников и наградили отличников (фото)12:50
23 июн
Художники в Причерноморском обновляют автобусные остановки украинскими орнаментами (видео)12:00
23 июн
Летние приключения в лагере «Веселка»: обучение и развлечения для детей Визирской громады (фото)10:36
23 июн
Искусство на остановках: в Причерноморском создают визитку громады с украинским колоритом (фото)14:11
22 июн
TOP