Проверенных рецептов прохождения пути реформ не существует, поскольку каждая страна имеет свою специфику. Страны Скандинавии и Балтии безусловный пример успешного применения принципа децентрализации. Украине, только вступившей на этот путь, стоит ознакомиться с опытом этих государств, с принципами их местной демократии и самоуправления.
Это государства с наиболее устойчивыми экономиками, имеющие следующие общие черты:
- местное самоуправление базового уровня имеет весомую управленческую и бюджетную самостоятельность;
- местные громады всячески поддерживают инвестиции и бизнес на своей территории;
- существует четкое распределение полномочий и ресурсов между государством, региональной и местной властью.
Сегодня мы расскажем об опыте проведения децентрализационных реформ в бывших республиках Советского Союза, в частности, странах Прибалтики.
Актуальность этого опыта обуславливается сходством условий начала прибалтийских реформ с украинскими, а также возможностью перенять их опыт и избежать допущенных ошибок.
Литва
История демократического местного самоуправления ведет свой отсчет, так же как и в Украине, со Средневековья и в различных формах проявлялась до 1940 года.
В 1990 году состоялись первые, после восстановления независимости, демократические выборы в 581 административных единицах на двух уровнях. В 1994 году началась реформа территориально-административного устройства.
В результате реформирования всей государственной системы, с 2010 года в Литве к функциям местного самоуправления относятся следующие направления: дошкольное, начальное и среднее образование, гражданская защита, культура, экология, водоснабжение, жилье, транспорт, местный рынок труда, социальная помощь по безработице, содействие предпринимательству, первичная медицинская помощь, публичные услуги, муниципальное имущество, планирование территорий, местное развитие, спорт и туризм.
Латвия
Основной проблемой здесь был дисбаланс в развитии различных регионов. Реформа внедрялась не синхронно по всей территории государства. Для решения этих проблем было создано министерство, отвечающее за выравнивание уровня развития различных территорий. Бюджетная децентрализация, как и в Украине, началась чуть раньше, чем реформа административно-территориальная (1998 - 2009 гг.). Проблемы на первоначальном этапе, были такими же, как сейчас в Украине: две трети руководителей местной власти были настроены категорически против любых реформ. Поэтому, за первые шесть лет добровольного этапа возникло лишь 20 объединенных громад.
В 2009 году в Латвии был завершён процесс реформы децентрализации, которая охватила три основных направления: юридическое, административно-территориальное и фискальное, но механизмы реализации каждого из них, не были согласованы между собой.
Безуспешными оказались и попытки развивать сотрудничество громад между собой. Государство было вынуждено применять весомую стимуляцию, в виде дотаций, для развития инфраструктуры. В результате к 2009 году было создано 110 объединенных громад.
Оставшиеся неукрупненными 35 самоуправлений, в 2009 году объединили уже без всяких дотаций, принудительно. Они подавали в суды, но проиграли. Сейчас в Латвии есть 9 городов республиканского значения и 110 краев, которые являются административно-территориальными единицами. Тем не менее, осталось несколько самоуправлений, которые имеют население до 1000 человек. По этой и ряду других причин, правительство не считает децентрализацию завершённой и предлагает провести дальнейшую территориальную реформу до 2021 года с укрупнением базовых административных единиц.
Полномочия местного самоуправления в Латвии распространяются на: водоснабжение и отопление, сбор и утилизацию отходов, публичные услуги и инфраструктуру, управление лесами и водными ресурсами, начальное и среднее образование, культуру, здравоохранение, социальную защиту, охрану детства, социальное жилье, лицензирование коммерческой деятельности, охрану общественного порядка и гражданскую защиту, градостроительство, сбор статистической информации, общественный транспорт и подготовку учителей.
Эстония
Реформы, связанные с объединением громад, начались в 2004-м, но не принесли ожидаемого эффекта. В 2015 году был объявлен очередной этап административно-территориальной реформы, с учетом ошибок первого этапа.
Были установлены четкие критерии - громады должны насчитывать не менее пяти тысяч жителей. Был установлен двухгодичный срок для проведения добровольного объединения. Те громады, которые не согласились на это, были объединены принудительно, уже без финансовых поощрений или компенсаций.
Местное самоуправление в Эстонии решает вопросы, связанные с: образованием, социальным обеспечением, здравоохранением, культурой, досугом, спортом, туризмом, социальным жильем, планированием территорий, общественным транспортом, водоснабжением, водоотведением, освещением, отоплением, экологией, сбором и утилизацией отходов, дорогами, кладбищами и администрированием местных налогов.
Несмотря на трудности по реформированию местного самоуправления, страны Прибалтики, пройдя этот путь, сумели решить большое количество существовавших ранее проблем. В результате, были значительно увеличены возможности местного самоуправления, усилено его влияние на экономическое развитие страны и качественное изменение жизни местных громад.
Один из вдохновителей создания в Лиманском районе Одесской области Визирской объединенной территориальной громады, депутат Лиманского райсовета Виталий Кутателадзе, считает:
В следующий раз мы расскажем о том, как происходила децентрализация в странах Скандинавии.